«Голубое топливо», поставляемое РФ на мировые рынки сырья, рискует стать новым оружием «холодной войны» между Америкой и Россией, отмечает обозреватель немецкого авторитетного издания Die Welt Эдуард Штайнер.
При этом, как пишет журналист, именно Штаты подтолкнули РФ к существенному пересмотру своей энергетической политики. «За почти десять лет американцы при помощи «экологически спорной» технологии фрекинга (технология добычи нефти или газа, позволяющая увеличить количество добываемого сырья путем гидравлического разрыва пласта - прим.ред.) превратились в значимого игрока на нефтегазовом рынке и начали вмешиваться в этот бизнес на международном уровне», - считает Штайнер.
Так, в прошлом году США совершили настоящий прорыв в газовой отрасли, увеличив добычу «голубого топлива» до 864 млрд. кубометров. Фактически Америка достигла своего исторического максимума, добившись превышения экспорта газа (над импортом), увеличив его на 20 млрд. кубометров.
Впрочем, подобная динамика объяснима: с начала десятилетия годовой газовый импорт Штатов упал до 80 млрд. кубометров - тогда как экспорт в период с 2014 по 2018 гг. вырос в два с половиной раза. Сегодня он составляет примерно 100 млрд. кубометров в год. В первую очередь, это обусловлено увеличением объемов сжиженного природного газа, который транспортируется с помощью танкеров. В прошлом году поставки этого вида сырья были увеличены на 50% (по сравнению с 2017 годом) - в основном, за счет терминалов СПГ, которыми американцы пытаются активно «застроить» Европу, на которую, собственно, и ориентирован их сжиженный природный газ.
Однако Старый Свет отчаянно сопротивляется такой инициативе - ведь американский СПГ значительно проигрывает российскому «трубному» аналогу, причем по многим параметрам. Первый - это, конечно, цена. Американский газ едва ли не вдвое дороже сырья из РФ. Второй - доставка сжиженного природного газа до непосредственного потребителя, которая рискует превратиться для Европы в крайне затратное финансовое мероприятие. Если российский газ поступает в ЕС напрямую, то в стоимость американского СПГ включены добыча, сжижение, транспортировка, разжижение и снова транспортировка - до конечного потребителя.
О востребованности сырья из РФ говорит и статистика: в прошлом году Россия только в Европу и Турцию поставила свыше 200 млрд. кубометров газа. А те же США, начиная с 2016 года и по настоящее время, - всего 10 млрд. кубометров.
Отчасти с этим связан растущий интерес американцев к китайскому рынку. Однако и эта попытка США «переориентировать» свой СПГ «на Восток» рискует закончиться неудачно - особенно на фоне «торговых войн» Вашингтона и Пекина. В частности, решение КНР о повышении ввозных пошлин на американский СПГ свидетельствует о том, что Поднебесная предпочитает иметь дело с менее политизированными и более надежными энергетическими игроками - такими, например, как Россия.
Впрочем, решающим аргументом для Пекина являются растущие возможности Москвы в сфере СПГ. Действительно, Пекин и Москва еще несколько лет назад договорились о строительстве «Силы Сибири» - газопровода, по которому российский газ будет поступать на экспорт в Китай. При этом, как отмечает руководитель энергетического Государственного Управления Китая Нур Бекри, РФ может стать «главным экспортером газа в Китай, а объемы поставок - достичь рекордных для страны 80 млрд. куб. м. в год».
Не менее перспективным является сотрудничество России и Китая в Арктическом регионе. Речь, в частности, идет о сотрудничества концерна «НОВАТЭК» и китайской корпорации CNPC в рамках крупнейшего российского энергопроекта Ямал СПГ. Речь - о создании на одноименном полуострове завода по производству сжиженного природного газа. В конце прошлого года в работу была запущена третья технологическая линия, мощность которой составила порядка 17 млн. тонн. На очереди - строительство Арктик СПГ-2. Завод также будет состоять из трех линий, мощность каждой из которых составит 6, 6 млн. Таким образом, на выходе получится 19, 8 млн., что в полтора раза больше заявленных мощностей того же Ямала.
Не меньший интерес для Поднебесной представляют и возможности Северного морского пути - центральной морской магистрали региона, находящейся под юрисдикцией РФ. СМП вдвое короче традиционных «южных» маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы, что, в свою очередь, открывает для Поднебесной выходы на новые рынки сырья и сокращает время доставки грузов до конечного потребителя.
При этом важно отметить, что Москва в ходе строительства первого завода СПГ приобрела не только значительный опыт в этой сфере, но и успела основательно изучить возможности нефтегазовой промышленности в этой сфере. При этом «ставка» делается как на разработку собственных уникальных технологий (в частности, создание комплекса глубокой переработки побочных продуктов нефтегазодобычи, что, в свою очередь, минимизирует экологический ущерб при освоении месторождений), так и на необходимый при строительстве новых газовых «площадок» опыт зарубежных партнеров. К примеру, НОВАТЭК приобрел у немецкой компании Linde лицензию на сжижение природного газа по технологии MFC. Она содержит три цикла на смешанных хладагентах, чем похожа на американскую технологию AP-C3MRtm, однако немецко-норвежская технология учитывает климатические условия, пишет Спутник.
Одним из главных приоритетов остается и импортозамещение оборудования для СПГ-проектов. В частности, российское предприятие ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом») изготовил для проекта Ямал-СПГ первые импортозамещающие теплообменные аппараты и СПГ-насосы, которые будут использоваться при создании четвертой линии завода, которую планируется ввести в эксплуатацию в начале 2020 года.
Таким образом, в условиях ужесточения антироссийских санкций создание собственного оборудования при строительстве СПГ-заводов добавит лишних «бонусов» в энергетическую «копилку» России. К большому неудовольствию американцев, которые медленно, но верно теряют свои позиции на мировом энергорынке.