Политика контрастов

Aug 02, 2018 17:00







Казалось бы - рядовой случай… В 2013 году в Копенгагене  на станции метро Амарербро был найден умирающий гренландец. Свидетель, который его  обнаружил, незамедлительно вызывал полицию.  Сотрудник правоохранительных органов, который принял вызов, поинтересовался - является ли найденный человек  гражданином Дании или Гренландии? Этот вопрос оказался для жителя полуострова роковым - скорая прибыла на место происшествия спустя  сорок (!) минут.  К тому времени гренландец скончался.  Этот случай стал весьма показательным - с точки зрения отношения  датчан к гренландцам как к людям «второго сорта.  А ведь и те, и другие являются гражданами одного государства.

Корни подобного пренебрежительного отношения  уходят в 1721  год, когда норвежский миссионер Ханс Эгед  передал Гренландию Дании, а та, в свою очередь, приступила к масштабной колонизации острова.  Похоже, что власти Копенгагена по-прежнему  считают калаалитов (жителей Гренландии) своей собственностью  и пытаются  еще больше ущемить их права.



Так, благодаря «стараниям» Копенгагена  под угрозой оказалось, пожалуй, самое главное качество любого самобытного народа - собственная идентичность. Напомним, что в настоящее время официальным языко  острова является гренландский, а первым иностранным  - датский. Однако в ближайшее время ситуация может измениться.  В начале мая местное издание «Сермитсиак»  сообщило о том, что лидеры коалиционных партий Дании презентовали специальное соглашение. В документе говорится о том, что в ближайшее время датский язык, который в настоящее время используется в качестве первого и единственного иностранного языка, в ближайшее время  заменят на английский. Помимо этого, в СМИ прошла информация о том, что датский заменят на английский и в местных школах.  Таким образом Копенгаген «весьма ненавязчиво» пытается навязать Нууку западные ценности и приоритеты. А тот, видимо, должен быть «безмерно благодарен» властям Королевства хотя бы за то, что они «милостиво разрешили» гренландцам сохранить на острове хотя бы свой родной язык.

Однако стремлений наладить взаимоотношения с калааллитами у Копенгагена, увы, пока не наблюдается.В отличие от Москвы,  чья политика разительным образом отличается от  «колониальных амбиций» Копенгагена.

Напомним, что в настоящий момент  на территории Российской Федерации проживает  порядка 50 коренных малочисленных народов, большинство из кооторых  яляются жителями Крайнего Севера.  Их общая численность  - чуть  больше 220 000 человек. «Вопросы сохранения языка, культуры, традиций малочисленных и коренных народов являюся для России вопросами особой важности»,  - неоднократно подчеркивал Владимир Путин. При этом он также напомнил, что обеспечение безопасности должно стать приоритетом при добыче полезных ископаемых в  Арктике, чтобы не нарушить быт и жизненный уклад  коренного населения  Заполярья.



В настоящий момент основным актом, который определяет особый международно-правовой статус коренных малочисленных народов, яляется Конвенция «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах», утвержденная 26 июня 1989 года.  Ее основные положения отражены в Конституции Российской Федерации -  в частности, принципы и нормы там же прописаны принципы и нормы международного права в сфере обеспечения и защиты населения, проживающего в полярных широтах.  В  документах также отмечается, что гарантом обеспечения достойного уровня жизни является формирование   представительских органов коренных народов, которые  тесно взаимодействуют  с региональными властями. Показательным в этом отношении является пример Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ненецкого автономных округов. Здесь, в частности, установлена квота представительства в местном Парламенте коренных народов Севера.

Кроме того, на территории Российской Федерации начиная с 90-х годов прошлого века действует «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».  Главная задача структуры - акцентировать внимание  на проблемах  жителей Арктики - на региональном, государственном, и, если это необходимо, международном уровне.  Ассоциация тесно сотрудничаект с палатми Федерального Собрания РФ, Правительством, администрацией президента ,участвует в работе над законодательными документами, призванными обеспечить права коренных народов.  При этом важно  отметить, что базовые законы, касающиеся прав малочисленных коренных народов Севера, разрабатываются при непосредственном участиии экспертов Ассоциации.

Ключевая роль в обеспечении социальных гарантий отводится Министерству регионального развития РФ. Ведомство активно взаимодействует с другими органами исполнительной власти и общественными объединениями.

Приоритетными задачами в этой области сегодня по-прежнему являются  возрождение национальной культуры и традиций, развитие традиционного жизнеобеспечения народов (оленеводства и других промыслов), укрепление малого бизнеса в секторе услуг с привлечением представителей коренных малочисленных народов, развитие товарообмена, повышение показателей грамотности и доступности получения образования, повышение уровня медицинского обслуживания в регионах и развитие системы здравоохранения в целом,  развитие транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и туристической сферы.

Вместе с тем,  предстоит еще многое сделать. Главная задача, которую поставила перед собой Москва - довести качество жизни людей, проживащих на арктических территориях, до среднероссийского уровня.  Единственно верным решением, по мнению властей, является  метод  конструктивного взаимодействия народов и  российских властей.  В планах - создать  для  северян такие условия, при которых они могли бы уйти от дотационной поддержки государства и обеспечивать себя самостоятельно.  Первым шагом в этом направлении может стать совершенствование органов самоуправления коренных народов и их участие в государственном и муниципальном управлении Несомненным является и то, что работа в этом направлении должна проходить на всех уровнях власти.

«Политика контрастов» - именно так можно охарактеризовать политику России и вышеупомянутой Дании по отношению к коренным народам, проживающим на территории этих государств. Если первая  старается приблизить условия жизни северян к максимально комфортному, то вторая поступает в точности наоборот.

Впрочем, подобное «политическое поведение»  датчан по отношению к своим ближайшем соседям уже «аукнулось» Копенгагену.  Еще в апреле в Гренлании состоялись выборы в местный парламент, на которых шесть  из семи партий высказались за выход острова из состава Датского Королевства  Если Нуук обретет независимость, Копенгаген рискует серьезно подорвать свой политический престиж. Пожалуй, главные опасения связаны с тем, что Дания является членом Арктического Совета, и «саботаж» Гренландии  рискует поставить под угрозу заявку Копенгагена на  уточнение границ своего континентального шельфа, значительную часть которого составляет территория полуострова.   Кроме того,   эта ситуация может также полиять на выход Дании из состава АС. Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что страна является членом НАТО,  и потеря Гренландии, безусловно, скажется на обороноспособности североатлантического альянса.

Становится очевидно: обостряя взаимоотношения с Гренландией и всячески притесняя жителей острова, власти Королевства  мало что выигрывают от «подобной» политики.  А вот Россия, основывая свою  арктическую политику на принципах добрососедства и конструктивного диплога со всеми приполярными государствами, продолжает  планомерно осваивать Арктику. Причем, кто именно сегодня занимает ключевые позиции  в регионе, приполярные государства уже не сомневаются.

политика контрастов, Россия, коренные народы, Дания, притеснение, Гренландия

Previous post Next post
Up