Остров независимости: зачем Гренландия хочет получить автономию от Дании?

Jul 18, 2018 17:46





В некогда холодной Гренландии кипят политические страсти.  Сегодня ee жители ставят вопрос  о своей независимости от Дании.  Показательным в этом отношении стали выборы в  местный парламент, которые прошли в конце апреля.  В голосовании приняли участие семь партий - поистине рекордное количество для Гренландии. При этом шесть из них выступили за отделение острова от Королевства.

Но  - обо всем по порядку.

Решение о выходе  из состава Дании у Гренландии возникло еще в 1979 году, когда был принят закон о так называемой «внутренней автономии».  На его основе был создан региональный парламент, который дал властям острова значительную свободу  в сборе налогов, вопросах образования, культуры, охоты и рыбалки. В 2008-ом прошел первый референдум, на котором подавляющее число гренландцев ( более  75%)  проголосовали за расширение автономии, и 21 июня 2009 года был создан  и вступил в силу новый Акт об управлении островом.

В настоящий момент автономная Гренландия официально является государством эскимосов инуитов и носит название Калааллит Нунаат.  У нее есть собственный парламент, правительство, флаг, партии, полиция и суды. О связи с Копенгагеном напоминают лишь отсутствие  национальных вооруженных сил,  хождение датской кроны и  наличии депутата в датском Фолькетинге (парламенте) и датского генерал-губернатора.



Сегодня, по мнению гренландцев, острову необходимы серьезные  политические, экономические и социальные реформы. Выработка собственной Конституции ускорит этот процесс и станет первым шагом на пути к обретению независимости от Королевства, к к которому у гренландцев накопилось немало претензий.

Еще в  2016 году  тогда еще министр иностранных дел Гренландии Виттус Квуяукитсок в интервью  газете «Политико»   заявил  об утрате гренландских властей к датскому Королевству.  «Взамоотношения государств достигли той стадии, когда Гренландия более не считает свое положение приемемым. Причем, именно у Дании нет желания  что-то менять,  - констатировал дипломат,  - Если бы не было этого высокомерия,  не было бы проблем с пониманием нашей политической позиции.Мы ищем те возможности, которые позволят нам делать все самим. Обсждать те вопросы, которые приобретают для нас решающее значение. А замалчивание и скрытая игра Копенгагена демонстрируют, что к нам нет серьезного отношения»,  - с сожалением констатировал дипломат.

Он напомнил, что «камнем преткновения» во взаимоотношениях  Копенганена и  Нуука является вопрос статуса американской авиабазы Туле, расположенной  на территории острова. Решение о  ее создании было принято в 1951 году, когда  Дания и США заключили соглашение о совместной обороне Гренландии.  В 2004 году страны подписали еще одно соглашение, уточняющее документ от 1951 года. В нем говорится о решении модернизировать авиабазу таким образом, чтобы объекты ее инфраструктуры стали частью создаваемой США системы ПРО, уточняет «ВЗГЛЯД».

Понятно, что инуиты такой «перспективе»  совсем не рады. Тем более, что  от деятельности американских военных страдает, в первую очередь, экология региона. Французская  Le Monde  приводит сразу два  инцидента. Первый произошел в 1968 году, когда американский ядерный бомбардировщик Б-52, на  борту которого находилась термоядерная бомба, потерпел крушение  на территории Гренландии. «Несмотря на то, что взрыва не произошло, радиоактивный фон на острове был значительно превышен, и несколько жителей погибли от лучевой болезни», -  говорится в статье.   Не меньшую обеспокоенность у местных властей вызывает и заброшенная база Camp Century, построенная в толще ледника.  «Не исключено, что  там могут содержаться радиоактивные воды, которые ранее использовались для охлаждения атомного реактора»,  -  говорится в статье.

По мнению авторов публикации, военная база является одной  из основных причин, объясняющих желание  Гренландии выйти из состава датского Королества.  В ней же некоторые  партии видят и решение главной экономичесой проблемы острова. Дело в том, что больше половины годового бюджета Нуука - а это порядка 500 миллионов евро -  являются субсидиями Копенгагена. А это означает, что в случае получения автономии Дания прекратит выплачивать Гренландии эти средства. «Вместе с тем, по мнению депутатов, Америка могла бы платить за свое военное присутствие. База в Гренландии  - ключевой объект системы системы ПРО, и Штаты не  собираются от  нее отказываться.  И финансирование со стороны альянса могло бы стать решением проблемы»,  -   пишет  Le Monde. Таким образом Дания утратит возможность контролировать жизнь маленькой Гренландии, и такая перспектива Копенгагену, естественно, не по душе.

Кроме того, несмотря на выделяемые Данией субсидии, Гренландия  страдает от нехватки инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы. Напряженность между  Копенгагеном и  Нуука ведет к ухудшению социальной обстановки на острове - здесь отмечается один из самых высоких в мире показателей самоубийств, а треть детей являются жертвами сексуальных надругательств.

Впрочем, удивляться этому не приходится. Ведь отношение датчан к калааллитам, к их культурным ценностям и традициям,   мягко   говоря, оставляет желать лучшего.  Более того  - благодаря «стараниям» Копенгагена Гренландия рискует утратить собственную идентичность.  Гренландский является официальным языком полуострова, а датский - первым иностранным. Однако в конце апреля в СМИ  была опубликована информация о том, что политики Гренландии выступили с инициативой введения в местных школах английского в качестве второго или основного языка обучения.  Таким образом   Копенгаген стремится навязать Нууку западные ценности и приоритеты.

Между тем  стремление Гренландии выйти из состава Датского Королевства рискует серьезно подоровать  политический авторитет Копенгагена. Не следует забывать, что Дания является членом Арктического Совета, и контроль над островом  позволяет ей проводить успешную политику в регионе и претендовать на свою часть  территорий за Полярным кругом.  Не исключено, что  в новых геополитических обстоятельствах заявка Копенгагена  на расширение своего континентального шельфа, поданная в комиссию ООН по морскому праву  в 2014 году, может быть аннулирована.  Что, в свою очередь, может повлечь за собой выход Копенгагена  из состава Арктического Совета. При этом следует напомнить, что Дания является членом НАТО, и выход  страны из АС  неминуемо скажется на снижении обороноспособности страны. Тем более - в таком стратегически важном регионе, как Арктика.

Получается, что  выход Гренландии из состава Королевства, по сути, не принесет Дании абсолютно никаких существенных «дивидендов». Наоборот - ее ждут  сплошные «политические» убытки.

Previous post Next post
Up