С одной стороны, вроде бы мы должны знать себя лучше. С другой, поговорка утверждает, что со стороны виднее.
Одно долгоидущее исследование -
Concordia Longitudinal Risk Project - занималось детьми от 6 до 14 лет. Их попросили оценить себя и своих одноклассников по шкале агрессии, привлекательности и избегании социума. Через 20 лет оценки других больше соответствовали характеру выросших людей, чем самооценки.
Дело в том, что знание себя нам порой мешает. Будучи 24 часа погруженными в собственные чувства и намерения, мы способны точнее судить о нашем невротизме (тревожности, низком самоуважении) и добросовестности. Однако это мешает нам в оценке качеств, которые можно наблюдать со стороны. Например, в оценку доброты мы включаем все случаи, когда мы намеревались сделать доброе дело или сочувствовали чужим проблемам, а не только реальные поступки. Другие же люди судят по тому, что видят.
Исследования показали, что наше знание о себе только «умеренно» верно, если речь об академических способностях, профессиональных навыках и спортивном мастерстве. Одно исключение из этого - знание иностранных языков. Вероятно, это потому, что мы живо получаем обратную связь. Если мы стараемся говорить по-английски, а у людей непонимающие лица, понятно, что как-то не так мы говорим.
Однако, другие люди в отношении нас тоже могут заблуждаться и судить, исходя из собственных предрассудков, теплых или неприязненных чувств к нам. Или на них может влиять ограниченный набор ситуаций, в которых они нас видели. У родителей тут мнение особенно необъективно. :)
А чьему мнению о вас доверяете вы?
Больше на эту тему -
Who do you think you are? 4 rules can help you know yourself.