Чай или кофе: о манипуляции данными

Feb 06, 2017 08:03



Давно хотела привести эту статью из The Economist как пример манипуляции данными.

Коротенькая, собственно, статейка о борьбе зерна (кофейного) и листа (чайного). К ней прилагается интерактивная карта, на которой можно посмотреть, в каких странах сколько человек предпочитают чай и кофе. Соответственно, теплый коричневый цвет - в странах, где живут любители чая, холодный - кофеманы.

И все бы ничего, если бы не последнее предложение статьи. «The sun may never set on tea-but overall, more countries prefer coffee» - популярность чая может никогда не увидеть заката, но больше стран предпочитают кофе.

И вот тут у меня глаза были как у сильно удивленных персонажей мультфильмов. Я страны не пересчитывала, вполне возможно, что это и так. Но, простите, в чаеманах у нас Китай, Индия, Индонезия - страны первой пятерки по населению.

Если сложить количество жителей только в первых 10 странах, предпочитающих чай, их уже значительно больше половины населения Земли. А это - только первые 10 стран. Так что формально возможно автор и не врал. В Бельгии, вон, предпочитают кофе, Португалии, Дании. Наверняка, также и в карликовых Лихтенштейне, Андорре, Мальте и Сан-Марино. Но смысл говорить об этом, если больше половины мира таки пьют чай?

А есть и более неприятные манипуляции данными. Осенью вышла публикация, доказывающая, что сахарная индустрия заказала и оплатила Гарварду исследования, которые поднимают репутацию сахара и принижают его негативную роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые написали, что главный враг - жиры, а сахар вовcе и не при чем.

Ученые эти, правда, уже умерли, но и Кока-Кола, и производители конфет продолжают пытаться влиять на науку. Как вам, например, такие результаты исследования - дети, которые едят больше конфет, меньше весят? Не кидайтесь за ирисками, это исследование профинансировано производителями Hershеy, Skittles и американским подразделением Nestle.

В общем, я уверена, что и в науке, и в бизнесе, и в журналистике есть честные и принципиальные люди. К сожалению, нет возможности определить, кто из них честен, а кто не очень. Поэтому я с настороженностью отношусь к любым исследованиям, которые могут быть на руку какой-то индустрии.

О маркетинге просто

Previous post Next post
Up