Вся наша жизнь - игра: как и что геймифицировать и нужно ли?

May 12, 2015 10:26



Геймификация (она же игрофикация) - когда игровые механики и элементы применяют в неигровом контексте. Чаще всего - в обучении и бизнесе. А что за механики и элементы? Квесты, подсчёт очков, набор «ресурсов», уровни сложности и мастерства, рейтинги, индикаторы выполнения, соревнования, награды.

Соревнования на лучшую кофейню, продавца месяца, бариста года - все из этой серии. «Собери всех героев мультфильма, выиграй поход на студию» - тоже. А еще рейтинг блогеров, статусы более активных участников на форумах, конкурсы-розыгрыши призов и даже - для тех, кто помнит - доски почета и переходящее красное знамя. (В то время это, правда, называлось нематериальным поощрением сотрудников).

В западных компаниях в последние годы был бум геймификации. Ожидалось, что половина компаний ее введет к 2015 году. У нас она тоже развивается. Я беседовала с директором по развитию компании «Пряники» Евгенией Любко. У них более 2000 клиентов в базе, включая очень и очень крупные организации.

Однако, и критиков у геймификации хватает. Я думаю, многие заметили, что на конкурсы-розыгрыши в ЖЖ, да и в соцсетях реагируют уже вяло. Человеку приедается все, включая однотипные «игры». Аналогично с мотивацией сотрудников. Когда первые места в рейтинге стабильно занимают одни и те же «звезды», остальных это расхолаживает. Зачем вообще стараться, если выше головы не прыгнешь?

Есть и другая сторона - типичная геймификация нечасто актуальна для небольшого бизнеса. Либо это слишком дорого, либо слишком масштабно. И вообще хочется геймифицировать само взаимодействие с клиентом, да и взаимодействие клиента с товаром. Как предложить клиенту игровой опыт, игровые впечатления, если товар или услуга сами по себе неигровые? Вот про это я находила не так уж много - и если находила, то какие-то онлайновые вещи.


Исключение - разнообразное обучение и тренинги, где геймификация используется на полную катушку. И вот я случайно наткнулась на книгу «Обучение как приключение» (в оригинале «Учи, как пират» - Teach like a pirate). Она рассчитана на школьных учителей, но! Методы, которые там подробнейше расписаны, можно переложить на отношения с клиентами и отношение к клиентам/продажам/любой работе.

Начало - привлечение внимания и создание атмосферы. «Один из самых главных секретов и самых коротких путей к тому, чтобы захватить внимание учеников - это не попытки увлечь их темой урока, а установление связей между тем, что вы преподаете, и тем, что их УЖЕ интересует».

Замените тему урока на товар или услугу - и то же самое работает с клиентами. "Как только мозг принял решение, его практически невозможно изменить. Средний человек может принять, когда ему говорят то, о чем он или она ничего не знают. (Именно поэтому "новости" - эффективный рекламный подход). Но средний человек не может терпеть, когда ему говорят, что он или она неправы. Изменение мнения - дорога к рекламной катастрофе". Эта цитата уже из Дэна Хилла, и она чисто о маркетинге.

Берджес включает музыку в аудитории во время перемены, создавая другой мир, другую атмосферу, чтобы ученики переключались на игру. Музыка влияет и на клиентов. Проводили эксперимент - в винном магазине включали то французскую, то немецкую. В дни, когда играла французская музыка, продажи французского вина возрастали до 76%. В дни немецкой музыки 73% покупателей брали немецкое вино. И только 15% опрошенных осознавали, что на их выбор вина повлияла музыка. То же относится и к запахам - люди были готовы заплатить на 10% больше за обувь, выставленную в приятно пахнущей витрине.

После завоевания внимания и создания атмосферы Берджес подробно разбирает уже более игровые «крючки». Использование миссий (квестов), искусства, театра, драмы, пантомимы, движения, переломных историй, конкурсов, захватывающих историй и множество чего еще. Так что если вас не пугает необходимость творческого переосмысления (все-таки готовых шаблонов для продавцов в книге для учителей нет), очень и очень рекомендую.

Если же вас вообще заинтересовала геймификация, то хорош бесплатный курс на Курсере Кевина Вербаха - Gamification. МИФ также перевел книгу Вербаха "Вовлекай и властвуй", но судя по началу - это один в один курс на Курсере.

Книжное обозрение, Отношения с клиентами

Previous post Next post
Up