Многие ведущие мастер-классов допускают одни и те же ошибки. В преподавании есть вещи, мало зависящие от того предмета, который вы преподаете. В этой записи я перечислю общие моменты, которые часто упускают.
Мой первый в жизни семинар в качестве преподавателя начался катастрофически. Я еще не сдала экзамены в аспирантуру, как меня поставили в расписание вести семинары по мировой экономике у третьего курса. Первое сентября пришлось на середину недели, поэтому мой семинар попал до первой лекции по предмету, я даже не могла ползанятия спрашивать, что нового студенты узнали из лекции. Мало того - я готовилась к группе в 20-30 человек. Однако, из-за путаницы с расписанием в мою аудиторию собрали два потока, то есть 150 нахальных студентов-третьекурсников, младше меня года на два-три. Я не робкого десятка, и у меня за спиной были театральная студия и лагеря комсомольского актива. Тем не менее, держаться мне помогала единственная мысль - что больше в жизни мне уже ничего не будет страшно. :)
Спасла же меня одна из рекомендаций, перечисленных ниже (правда, надо учесть, что специфика института отличается от добровольных тренингов и мастер-классов).
Итак, что нужно сделать ведущему, чтобы участники остались довольны и хотели прийти снова.
1. Представиться и рассказать о себе.
Здесь важны два момента. Во-первых, вам надо показать участникам, что они могут вам доверять как специалисту. Если вы не представитесь, то ползанятия у участников уйдет на то, чтобы мысленно определить, насколько вы профессиональны и насколько к вашим словам стоит прислушиваться. Если вы не можете похвастаться большим опытом и школой, стоящей за вами, расскажите о вашей страсти к предмету, почему вы его любите, за что, что вас побуждает преподавать. (Боюсь, что желание заработать деньги не будет весомым аргументом. ;))
Во-вторых, представление не стоит превращать в самовосхваление, как бы ни было приятно поговорить о себе, любимом. Участникам важно а) увидеть, какова ваша экспертиза, б) понять, что вы обычный дружелюбный человек - тогда лучше строятся взаимоотношения. Последнего можно достичь юмором или добавлением пары забавных деталей из вашей жизни.
Про правильную презентацию себя я уже писала. Вопросы, заданные там, помогут выстроить костяк вашей (недлинной!!! :)) речи. И прорепетийруте ее заранее, чтобы ничего не упустить, но и не занять слишком много времени.
2. Познакомиться.
Люди любят внимание. Даже если ваша память перегружена именами тысячи знакомых, постарайтесь запомнить ваших участников хотя бы на это занятие. Знакомиться можно как в начале занятия со всеми (оптимально), либо, если времени не так много, скажите, что познакомитесь со всеми в процессе - и сделайте это. Подходя к каждому помочь, или отвечая на вопрос, или задавая вопрос, спросите «Как вас зовут?» и в ответе повторите имя этого человека.
3. Выяснить, что участники ожидают от занятия, что они уже знают, какой у них опыт и чему именно хотят научиться.
На мой взгляд, элементарнейшая вещь, и меня всегда удивляет, когда ее упускают из виду. Да, вам кажется, что вы определили вашу тему в заглавии мастер-класса. Но люди вкладывают разный смысл в одинаковые слова, не говоря уж о том, что могут банально недопонять вас. Поэтому обязательно надо выяснить, с чем участники пришли, что они умеют и чего они от вас ждут. Иначе вы рискуете говорить слишком просто, или слишком сложно, или вообще не о том.
Иногда достаточно выяснить, занимались ли участники чем-то подобным раньше и много ли они знают о предмете.
Важно всегда помнить, что люди платят деньги за то, чтобы вы удовлетворяли их потребности (в знаниях, навыках и т.д.). Если же вы хотите удовлетворять свои потребности в продвижении, построении собственной школы или самопрезентации, не очень корректно требовать у людей оплаты этого.
Здесь же очень важно понять, на каком языке говорить с участниками. Недавно я упоминала о
шаманских семинарах, где разница в уровне ведущих резко сказывалась на спросе и степени удовлетворения участников.
4. Создать структуру занятия.
У вашего мастер-класса должны быть начало, середина и конец. Лучше, если подробный план вы напишете, поскольку это даст возможность проверить его на логику и последовательность. Еще лучше, если вы проговорите свое занятие с таймером в руках, чтобы быть уверенным, что вы уложитесь в отведенное время. И совсем замечательно, если вы рядом с пунктами плана поставите, сколько минут отводится на них, и в аудитории будете поглядывать на часы, чтобы плану следовать.
Важный момент (спасибо за напоминание
yozhyk) - расскажите участникам о том, какой план вы наметили. Им будет проще и психологически комфортнее следить за тем, что происходит. А в конце занятия сделайте резюме - чему вы научили, а участники научились. :) В одной фразе это звучит так: "скажи, что ты хочешь сказать; скажи это; скажи, что ты сказал".
Предыдущий пункт, правда, предполагает необходимость:
4а. Отходить от структуры, если ожидания участников сильно отличны.
Но чтобы отходить от структуры, ее надо иметь. Идеально - если вы заранее предусмотрите два-три варианта вашего занятия, в зависимости от уровня подготовки участников.
5. Проверять факты.
Недавно я была на семинаре одного лектора, к профессионализму которого питала уважение, ровно до тех пор, пока он не стал пространно рассказывать о том, что в Монголии войлок рыхлый и его приходится простегивать для укрепления. А все потому, что овец в Монголии не стригут осенью, а весенняя шерсть хуже валяется. Но вот надо такому случиться, что
пару лет назад я ездила в Монголию, одной из моих целей было как раз посмотреть монгольский войлок. Он очень плотный, очень грубый, не стеганый, в конце концов, из него юрты делают. Мало того, ездила я в сентябре и везде встречала грузовики, нагруженные шерстью - был период осенней стрижки овец.
Это, безусловно, могла быть случайная ошибка лектора. Но меня стал занимать вопрос - а сколько таких ошибок он делает в остальном - том, чего я не знаю, и не могу проверить? Нет ничего хуже, чем потеря доверия.
А если вас все-таки поймали на ошибке? Главное - не смущаться и не пытаться оправдываться (или того хуже, отстаивать свою (не)правоту). Если очевидно, что человек прав, извинитесь, громко поблагодарите его за то, что он научил вас новому, и привлеките внимание ваших слушателей к этому факту. Человеку, который вас поправил, будет приятно оказаться в центре внимания, а остальным понравится, как уверенно вы справились с ситуацией. Симпатии будут на вашей стороне, а симпатичному человеку много прощают.
6. Развлекать историями (можно играми, если уместно).
Самые приятные воспоминания институтских времен у меня от прикладной математики и теории вероятностей - и вовсе не потому, что моя девичья фамилия Перельман. Наш профессор чрезвычайно грамотно строил занятия, наблюдения за ним дали мне больше, чем весь курс педагогики и психологии в аспирантуре. Каждые минут двадцать-полчаса он рассказывал смешную (но относящуюся к математике) историю, математическую байку. Я до сих пор помню, почему математикам не дают Нобелевские премии и анекдот про «е в степени х», хотя что такое «е в степени х» даже приблизительно не помню. Результат? Я хорошо отношусь к математике. Если мне понадобится ее выучить, я сяду за нее без неудовольствия и страха. И, естественно, при таком подходе учить мне ее будет легче.
Мало того, человек не может сосредоточенно работать над чем-то долго. Переключение внимания, сброс напряжения дают ему необходимый отдых.
Надо учитывать и еще один момент - чаще всего на добровольные мастер-классы ходят не только научиться, но и развлечься. Так что умение ведущего быть не только мастером своего дела, но и массовиком-затейником только поспособствует его успеху. Мало того, забавные истории добавляют ведущему приятности, а приятному человеку, как я уже упоминала, прощают мелкие ошибки.
Чтобы ваши развлекательные истории хорошо воспринимались, они должны отвечать трем требованиям:
* так или иначе относиться к предмету,
* не восхвалять ведущего,
* не унижать других людей.
И, разумеется, надо соблюдать меру: превращать мастер-класс в «весь вечер на арене» - не ваша задача.
Где вам взять такие истории? Собирайте и записывайте в книжечку. :)
7. Значимое окончание/прощание.
Завершение процесса очень важно, подготовьте его заранее. Поблагодарите участников за внимание, похвалите их работы или их прогресс, выслушайте мнение, ответьте на вопросы, выразите надежду на новую встречу (если уместно), пригласите на свои следующие лекции и семинары.
БОНУС: что делать, если вам задали вопрос, на который вы с ходу не знаете ответа? Можно выиграть время, переадресовав его задающему: «Прекрасный вопрос. А вы сами что думаете?» Если ответа не получили, и сами еще не придумали, задайте вопрос залу: «Кто-нибудь из участников знает ответ на этот вопрос?» Если никто не знает и вам все еще ничего не пришло в голову, улыбнитесь и скажите, что вам не приходилось сталкиваться с этой проблемой, но к следующему занятию вы обязательно ответите. Или скажите, что ответ займет много времени, и вы напишете об этом в блоге, на сайте и т.д. Или задайте в качестве домашнего задания. Только в последних трех случаях не забудьте ответить/написать или на следующем занятии проверить (разумеется, предварительно подготовившись) :).
Главное - держаться уверенно, вам позволительно не знать чего-либо, если вы сами не делаете из этого проблему.
Что же касается моего первого семинара, меня спас четвертый пункт. Я не просто составила подробный план перед занятием, я несколько раз проговорила все вслух, чтобы засечь, сколько времени на что уходит. И это было счастьем. От стресса мои мыслительные способности несколько застопорились, а тут мне не приходилось думать, что сказать в следующий момент. Лекция у меня от зубов отскакивала.
А какими хитростями вы можете поделиться?