Иногда получаешь все, что ты хотела, и оказывается, что это вовсе не то, что ты хотела. (с)
"Успеха!" - частое пожелание и не менее частая мечта. На пути к его достижению подводных камней масса. Неготовность к успеху - один из них. Причем, такая неготовность может быть аж трех видов.
Неготовность к результату
Если в моем школьном дневнике за неделю были две-три пятерки, папа меня не хвалил. Он спрашивал, почему так мало (четверки у меня были очень редко). Он хотел как лучше - мотивировал меня на дальнейшие достижения. Но, к сожалению, такой «внутренний папа» сидит у многих в головах и обесценивает успех. Повышение в должности? Так до генерального директора еще далеко! Генеральный директор? Так компания-то некрупная, вот если бы Газпром… Персональная выставка? А лет-то тебе сколько для выставки, у других к твоим годам по нескольку, причем за границей. Нобелевская премия? Ой, ну вон сколько их, нобелевских лауреатов, ты одна из многих, ничего особенного.
Есть и другая человеческая особенность - постоянно сравнивать свои достижения с другими. И как только вы добиваетесь успеха и поднимаетесь выше, вы автоматически начинаете сравнивать себя с другими людьми. Став круче всех мастеров в своем окружении, не смотрите на окружение, а равняетесь на мировых знаменитостей, и так далее. Таким образом успех становится морковкой, подвешенной на палке перед осликом. И вы идете, идете за ним, не останавливаясь.
А некоторые просто никогда не задумывались, что же в их понимании успех. И, соответственно, не узнают, когда они этого успеха добьются.
Определите, что для вас и в вашем понимании успех. Именно для вас, а не для общества или ваших родных и друзей. Как вы узнаете, что вы достигли успеха? И, конечно,
будьте аккуратнее в формулировках. ;) Обязательно запишите - чтобы не забыть и не обесценить.
Неготовность к работе
Я много пишу об умении «продавать» себя и свои услуги, грамотно формулировать достоинства и преимущества и вести себя так, чтобы люди захотели у вас купить. И это, само собой, требует большой и отдельной работы. Раз за разом получаю комментарии от творческих людей, мол, не царское это дело, пусть занимаются этим специально обученные люди, которые должны сами заметить, какой я прекрасный художник/дизайнер/фотограф и т.д., и побежать меня продавать. (Необходимость поиска работы для специалистов других профессий при этом редко ставится под сомнение).
Действительно ли необходимо уметь себя продавать? Знаете, это как в старом анекдоте - «Вы всегда должны носить очки? - Нет, только когда я хочу что-нибудь видеть». Да, вам нужно себя продавать, если вы хотите финансового успеха и славы. Но при этом вам совершенно не обязательно этого хотеть. Вы вполне можете решить, что овчинка не стоит выделки. Что вы не готовы вкладывать столько сил в продажи и раскрутку, поскольку вам это претит, это не ваше, вы не хотите терять на это время. И вы готовы определить себе успех по-другому - хотя бы как удовольствие от той работы, которую вы делаете. В конце концов,
успех и счастье - это то, что вы считаете успехом и счастьем. Само собой, есть исключения из любого правила, вроде дизайнера Киры Пластининой, которой не пришлось сильно заботиться о раскрутке. Разумеется, бывают и счастливые случайности, как Наталья Водянова, которая была продавщицей в уличном киоске, а стала супермоделью. Но, реалистично, я бы не стала на этом строить ожидания.
Что необходимо, чтобы добиться успеха в желаемой вами области? Вы готовы на это идти? Как вы переформулируете свой успех, если не готовы?
Неготовность к последствиям
А вот этой неготовности аж два подвида. Один - когда вы не очень представляете, какая работа следует за успехом. У меня есть свежайший пример из собственной жизни. Я очень хотела, чтобы мою книгу приняло известное издательство. Несколько месяцев редактировала ее под требования «Альпины Паблишерс» и абсолютно была уверена, что успех - это подписание договора с издательством. И это, конечно, было успехом. Только мне не пришлось выдохнуть и расслабиться - приняв рукопись, издательство выделило редактора, с которым надо книгу опять переписывать и доводить до совершенства. Но и после публикации работа не закончится - как сказал в интервью главред «Альпины» Сергей Турко
если автор не готов к выступлениям, не активен на мероприятиях, в соцсетях, вероятность успеха очень мала. И в тех случаях, когда успех ожидаем, и в тех, когда он сваливается на голову, можно оказаться неподготовленным к наплыву работы. Новых клиентов надо обслужить, медийному интересу соответствовать, да даже если вы избирательно отвечаете на комментарии в блоге, вам, как минимум, их надо прочитать и стереть из личных сообщений.
Второй подвид неготовности к последствиям - когда вы ожидаете, что успех изменит вашу жизнь. А он этого не делает. Вы остаетесь тем же человеком, набор проблем, возможно, меняется, но проблемы остаются, вам так же надо строить отношения с людьми, и далеко не факт, что с более приятными. О том, как это было в моей жизни, я писала в посте
«Лучшая цель - отсутствие цели». Даже высокий статус имеет одну неприятную особенность - вы не всегда знаете, хотят ли с вами общаться, потому что вы такой интересный человек, или потому что вы популярны и у вас много денег.
В мельчайших деталях представьте себе последствия вашего успеха. Какую работу вам надо будет делать? Готовы ли вы к ней? Мне понравился
подход девушки, общавшейся с людьми, добившимися успеха - «поваритесь» среди тех, кто достиг желаемого вами. И желательно пообщайтесь не с одним человеком, а с несколькими. Посмотрите на их жизнь реалистично. Может быть, это сподвигнет вас переформулировать, что вы считаете успехом. Может быть, нет. В любом случае, это подготовит вас к реальности и убережет от разочарования.
И не устаю повторять - празднуйте свои успехи, радуйтесь им, вспоминайте прошлые успехи чаще.
Хвалить себя правильно! Иначе какой же в успехах смысл?
И вот теперь - успехов! :)