Какие еще «грабли» могут вас подстерегать при работе над товаром или услугой?

Apr 12, 2009 18:51

Предыдущая часть - "Надо ли стремиться к идеальному качеству?"

Возобновляемость

Если только вы не специализируетесь на уникальных товарах или услугах, надо обязательно продумать, сможете ли вы их повторить, и если да, то в каком количестве: есть ли у вас доступ к материалам, позволяет ли вам это технологический процесс. Если материалы вам привезли случайно откуда-нибудь и повтора не ожидается, превращайте это в сильную сторону вашего товара или услуги, представляя их как уникальную вещь. Если у вас есть доступ к материалам, но мала вероятность, что он будет и впредь, делайте ограниченную серию и т.д.

Привлечь клиента и разочаровать, не дать ему то, что он хочет - гораздо хуже, чем не привлечь клиента вовсе. Во втором случае у вас есть шанс, а в первом с вами уже связана негативная эмоция. Поэтому сразу продумывайте и оговаривайте все ваши ограничения, чтобы не было недопонимания и неоправданных ожиданий. Возможно, вы не работаете с отправкой вещей за границу, или с PayPal, или сделать изделие занимает у вас более продолжительное время, чем у других, в силу занятой жизни. Разумеется, не обязательно называть это ограничениями. У меня в профиле висит объявление, что я не делаю вещи на заказ - оно избавляет меня от неприятной необходимости отказывать тем замечательным людям, которые хотели бы, чтобы я сваляла что-либо специально под их интерьер. Это облегчает жизнь и мне, и им. :)

Если же вы разрабатываете новую вещь или услугу, которую собираетесь повторять, обязательно продумайте, где и как вы будете обеспечивать себя необходимым для этого. Взвесьте все. Возможно, материалы дешевле закупать оптом. Но это оправдано только в том случае, если у вас есть место для хранения закупленного.

Сезонность

Сезонность влияет на спрос на очень многие товары и услуги. Сезонность можно разделить на природную и событийную. Природная в наших родных широтах очевидна - шапки и варежки зимой, антицеллюлитные процедуры и браслеты на ноги летом. Осенью, по моим наблюдениям, возрастает спрос на обучающие курсы - по аналогии со школой. Также - зимой, когда «с 1 января» многие пытаются начать новую жизнь.

Событийная сезонность спроса не менее очевидна - Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, выпускной бал, 1 сентября… Прибавьте сюда же профессиональные конференции, выставки, ярмарки, расписание которых известно заранее.

И тут вступает в действие поговорка «Готовь сани летом, а телегу зимой». Определите, что влияет на спрос на ваш товар или услугу. Продумайте, что вы будете делать в сезоны высокого и низкого спроса. Например, в сезоны высокого преимущественно продавать, в сезоны низкого - создавать то, что будете продавать позже, повышать профессиональное мастерство, отдыхать, в конце концов. Пусть у вас будет блокнот с разделом для каждого сезона (включая конференции, выставки, ярмарки), куда вы будете заносить заранее идеи, или папка с прозрачными файлами, куда вы будете складывать вырезки - тоже посезонно. Организуйтесь так, чтобы закупить материалы заранее, чтобы забронировать лучшее место на выставке, чтобы у вас были деньги на оплату всех расходов. Это поможет вам избежать паники «Ах, до выставки неделя, что же мне для нее сделать» или "Ах, лето, никто не идет на мастер-класс!"

Не забудьте узнать, как влияет сезонность на ваших поставщиков или преподавателей. Возможно, вам будет выгодно обращаться к ним в сезон низкого спроса, вы получите более низкую цену или больший выбор.

Логотип, торговая марка и средства ненавязчивой рекламы

Есть разные мнения насчет необходимости логотипа и торговой марки для частного бизнеса. Некоторые считают, что это поможет привлечь к вам внимание, потому обязательно. Некоторые - что если вы ведете личный бизнес, вашего собственного имени более чем достаточно. Оксана Ярмольник, Кира Пластинина и, скажем, империя Армани вполне это подтверждают. ;) Я считаю, это дело вкуса, и у того, и у другого есть свои плюсы и минусы. Склоняюсь к мнению, что если вы долго думаете надо торговой маркой, то и бог с ней, не тратьте время.

А вот что, с моей точки зрения, обязательно надо продумать для товара - это упаковку и этикетки в тех случаях, когда это применимо. Упаковка создает впечатление законченности образа, профессионализма. При этом главное - продуманность и стиль, вам не обязательно использовать дорогие материалы - эко-тренд все еще актуален. Даже в одном из самых пафосных ресторанов Москвы «Кафе Пушкин» пакеты на вынос сделаны из бумаги, напоминающей ту, в которую в советское время заворачивали посылки на почте. Если на упаковке вы не печатаете ни ваше имя, ни ваш логотип, ни ваши координаты, приложите хотя бы визитную карточку.

Этикетка же даст вам возможность постоянно «напоминать о себе» и служит ненавязчивой рекламой.

В сфере услуг роль ненавязчивой рекламы могут исполнять дипломы, сертификаты или памятки-методички. Тут, правда, логотип вам поможет, и очень важно не ошибиться в написании имени-фамилии того, кому вы диплом или сертификат выдаете. Памятки-методички же могут быть самые разные, вполне простые (главное - чтоб полезные!), но тоже - обязательно с вашими координатами.

Впрочем, памятка будет полезна в любом случае - скажем, как обращаться с шерстяными вещами, приложенная к войлочному шарфу, или значение того или иного камня и приписываемые ему свойства, приложенная к украшению. Разумеется - с вашим именем/логотипом, сайтом и контактами. В супермаркете «Азбука вкуса» как-то была акция, в которой выдавали магнитный блокнот на холодильник с отрывными листочками для списка покупок. Естественно, с логотипом «Азбуки вкуса». И полезно, и удобно, и, главное, всегда на виду. Впрочем, о продвижении мы будем говорить позже.

РЕЗЮМЕ: помимо самого товара или услуги, продумывайте все детали, которые позволят вам вести бизнес эффективно круглый год без лишнего стресса и паники. Это потребует всего лишь планирования и следования плану.

• Можете ли вы предлагать товар или услугу одного и того же качества постоянно? Какие есть «узкие места»? Может быть, в материалах, в помещении, во времени? Как вы можете это обойти или (что еще лучше) превратить в сильную сторону вашего предложения?

• Действует ли на ваше предложение сезонность? Какая? Как вы можете подготовиться к сезонному спаду? Вы предложите клиентам что-то другое, или займетесь профессиональным ростом, или уделите внимание другим сторонам вашей жизни? Как вы можете заранее подготовиться к высокому спросу? Попробуйте составить свое «расписание» на год - когда и что вам удобнее сделать, чтобы не работать аврально, заранее подготовиться ко всем важным событиям, получить выгоду от сезонного падения спроса ваших поставщиков или преподавателей и вообще не терять время попусту.

• Нужна ли вам торговая марка или вы выступаете под собственным именем? Будете ли вы делать логотип? Этикетки? Какая упаковка отвечает общему стилю ваших товаров? Если вы работаете в сфере услуг, каким образом вы можете постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о себе? Позволяет ли ваше занятие выдавать дипломы, сертификаты или вручать полезные напоминания клиенту о чем-либо, связанным с вашей деятельностью? Если у вас уже это все есть, легко ли там найти ваше имя, ваши координаты или вашу торговую марку (логотип)?

Следующая часть - "Анализ клиентов".

О маркетинге просто

Previous post Next post
Up