Предыдущая часть -
Какие еще «грабли» могут вас подстерегать при работе над товаром или услугой? Обещанный анализ потенциальных клиентов будет в понедельник, а сейчас - вне очереди. Не так давно в сообществе арт_бизнес девушка возмутилась. Сказала, что исследования рынка убивают идею хэнд-мэйда как создания оригинальных, единственных и неповторимых вещей. Я не согласна с этим, однако решила на всякий случай уточнить у тех, кто точно делает оригинальные, единственные и неповторимые вещи - у Павла Николаева и его жены Ирины, тоже художника. Павел Николаев создал стиль
"готический наив". Ему много подражают, что говорит о завоеванной популярности.
Если вдуматься, коммерческая сторона искусства очевидна. Художнику, как минимум, надо на что-то жить, что-то есть, платить за мастерскую, покупать инструменты и материалы. Екатерина Деготь, искусствовед, критик и куратор многих выставок:
"Даже если художнику не нужны деньги, они все равно должны продавать, причем желательно за высокую цену, потому что это маркирует степень их престижа и их место в иерархии." Про самовыражение, кстати, в этой статье тоже хорошо написано.
Была я зимой на мастер-классе "Искусство продавать искусство", где интересно рассказывали о галерейном бизнесе.
Среди слушателей были люди, занимающиеся фотографией, бисерной вышивкой, бисероплетением, художники и даже человек, который создавал уникальные панно из бабочек! Эти панно ему обходились дорого, а продажи шли плохо. К сожалению, искусству продавать преподаватель его научить не мог, поскольку сам на арт-рынке не работал. Когда я рассказала о проблемах панно с бабочками Павлу Николаеву, он тут же воскликнул "Потому что позиционирует как сувенирку!" И объяснил, что за сувенирную продукцию человек психологически не готов платить много, тогда как за произведение искусства можно просить гораздо больше, и клиент еще и гордиться будет покупкой. И даже рассказал, что когда-то они с женой по просьбе знакомой владелицы салонов сделали партию тарелок. Создание тарелок потребовало почти столько же усилий и времени, что и картины, но продавались они гораздо хуже, и, главное, дешевле.
Люди признают ваше изделие произведением искусства, если вы их убедите, что это произведение искусства, а вы - художник. Для этого надо позиционировать себя как художника, участвовать в выставках (и делать примерно то, о чем я
уже писала), вступать в Союзы, общаться с художественной "тусовкой" и, желательно, продавать свои произведения через салоны и галереи. Аналогично - если вы хотите, чтобы вас воспринимали как дизайнера. Себя надо "продавать" (о чем я собираюсь написать отдельный пост), но при этом с "продажей" себя нельзя переборщить, иначе это вызовет отторжение. Самое лучшее, когда вас "продает", рекламирует кто-то другой. Если у вас нет жены-менеджера, как у Сальвадора Дали, с этим "другим", кстати, можно и договориться - вы его, а он вас. Когда вам искренне нравятся чьи-то работы, то вы не будете чувствовать себя при этом неловко.
Что же касается позиции "хорошая работа сама себя продает", по словам Павла Николаева, это чаще всего не так. Хороших работ немало. Но если о них никто не узнает или узнают те, у кого нет на них денег, то толку творческому человеку с этого никакого. Ван Гог, скажем, умер в нищете.
Незазорно учитывать вкусы и запросы публики. Микеланджело, Да Винчи, Гойя, Рембрандт работали по заказам. Высшее мастерство - совместить интерес публики с собственным видением мира и собственным удовольствием от процесса.
И еще цитата - от моего друга, работавшего зам.директора по пиару у двух наших олигархов: "Чтобы делать красивые вещи никакого маркетинга не нужно, конечно. И никакого мастерства маркетинг не добавит. А чтобы продавать вещи (красивые или некрасивые - пофигу) нужен маркетинг.
С другой стороны, бывает же так, что красивые вещи замечают и к ним появляется интерес. И мы не можем отрицать, что так бывает. Но этого можно ждать, если ты для души работаешь, а зарплату за другое получаешь. А если на это рассчитывать не имея остальных доходов, то велик шанс умереть раньше от голода.
С третьей стороны, насколько я понимаю то, что девушки хотя сказать, - это то, что маркетинг и ориентация на коммерцию могут погубить ту искренность и непосредственность, с которыми ассоциируется хэндмейд. И я согласен, что могут погубить. Во всяком случае повлиять, как коммерция влияет на любое искусство. Ну так это же свободный выбор человека - никто же его не заставляет заниматься маркетингом своего творчества. Можно валять "в стол" или для близких и знакомых. Или ждать, что люди заметят и начнут сами по себе покупать в коммерческих значимых количествах. Так бывает: у меня же зеро на рулетке выпадало три раза подряд, так почему нет :)"
Так что - решайте сами, нужен вам маркетинг или нет. :)