7 мая 1920 года в Киев вошли войска УНР вместе с польскими союзниками.
Возможным это стало после заключения Варшавского договора, который подписали Пилсудский и Петлюра. По нему УНР уступало Польше земли на запад от реки Збруч, а поляки отказывались от восстановления границ 1792 г. С точки зрения упоротых патриотов с обоих сторон - это была, конечно, «зрада».
Тем не менее, через три для после подписания договора объединенные польско-украинские войска начали наступление и всего через неделю уже стояли под Киевом, не встречая сопротивления со стороны Красной Армии.
6 мая 1920 года польские офицеры захватили в Святошине трамвай и съездили на нем в Киев. Красная Армия торопливо отступала, поэтому на поляков никто особого внимания не обратил. В городе они отпустили арестованного красного командира и на том же трамвае верулись в Святошин к своим.
На следующий день поляки организовано вошли в Киев, хоть и без особой помпы. Большинство киевлян даже не заметило, что в городе что-то изменилось, так как это была уже семнадцатая смена власти за последние три года. Тем не менее, польская оккупация имела свои особенности.
За месяц с небольшим в Киеве постоянно проходили какие-то концерты, на базарах расцвела небывалая спекуляция, а на прощанье поляки ещё и взорвали знаменитый Николаевский цепной мост (позже на его опорах инженер Евгений Патон мост, названный именем Евгении Бош).
В отличие от большевиков поляки не терроризировали местное население. Грабежи, расстрелы и контрибуции остались в прошлом. На улицах города расхаживали аккуратные польские жолнежи и элегантные офицеры в синей форме, которую они получили от французов.
Польская оккупация Киева в 1920-м очень напоминала немецкую в 1918-м. Отличие немецкой оккупации состояло в том, что только они удосужились организовать местное население на мытье железнодорожного вокзала. Все остальные власти (красных, белых, петлюровцев и тех же поляков) антисанитария вполне устраивала. Однако, по сравнению с большевистской оккупацией при польской жизнь в городе почти наладилась. Можно даже было совершенно спокойно ходить по улице поздним вечером.
Кроме этого, поляки отменили хождение всех денежных знаков кроме польской марки, из-за чего базарные барыги затаили на них злобу, вспоминая с теплотой деникинскую оккупацию, когда «белые» честно обменяли все советские денежные знаки на свои рубли по твердому курсу.
В советской историографии что Пилсудский, что Петлюра открыто назывались «наймитами империалистической буржуазии», хотя их объединяли совершенно другие политические убеждения - они были социалистами и придерживались левых идей.
С учетом того, что всего год назад закончилась война между поляками и украинцами в Галичине, свежеиспеченные союзники друг на друга поглядывали искоса, хотя и ходили вместе на ежедневные представления в киевских театрах и на музыкальные представления в Купеческом саду. По вечерам киевляне собирались на днепровских холмах и любовались грандиозным видом, который открывался на левом берегу Днепра. Возле Броваров тогда проходила линия фронта и артиллерийская перестрелка выглядела как фейерверк.
Эта странная оккупация была больше похожа на показ мод, т.к. такой красивой формы, как у поляков не было ни у одной из армий.
Но лафа для киевлян продлилась недолго и в июне 1920 в Киев снова вошли «красные», заработала ЧК в здании Института благородных девиц и все заверте….
Все участники киевского похода получили специальные знаки отличия: