У чехов есть чему поучиться, кроме пивоварения или как делать трамваи. Особенности местной общественной жизни обращают наше внимание на некоторые современные аналогии, главной из которых является логичным вопрос: имеются ли границы общественного активизма или условный «ветеран АТО» или любой другой общественный активист - это больше, чем гражданин.
Итак, вернемся к этим самым чехам. В Праге многоэтажные дома появились достаточно давно, что придало такому явлению, которое получило название
«дефенестрация», определенный смысл. Так как в переводе с латыни - это глагол имеющий значение «[выбрасывание] из окна». Именно таким нехитрым способом горожане решили вопрос с ихним условной ватой в 1419 году. Двенадцать человек из городского совета были «дефенестрированы» с высокой Ратуши, благодаря чему освободилась должность мера с заместителями, председателей депутатских комиссий, и начались гуситские войны.
После этого чешские политики не раз ссылались на первую дефенестрацию, как на славную политическую традицию (это все-таки не в Ростов свалить, а, таки, свалиться с метров 20-ти), что почти 200 лет худо-бедно работало. Но тут настал 1618 год.
В Праге долго зрело недовольство, так как местные регенты-чиновники (из славян, кстати) активно призывали «Габсбург приди!» и вели античешскую пропаганду. По иронии судьбы самые патриотические прочешские позиции занимали дворяне-протестанты немецкого происхождения.
Как гласит легенда, граф Генрих Маттиас Турн воскликнул по-чешски: "Ve staré dobré český tradici -ve okně!" («По старой доброй чешской традиции - в окно!»). Ради справедливости необходимо отметить, что граф по-чешски, таки, не говорил, и, скорее всего, дефенестрировали Славату, Мартиница и Фабриция (пражских сторонников габсбургского мира) на баварском наречии.
Что характерно все они остались живы и даже свалили в Москву Вену, чтобы пожаловаться императору на тяготы «гражданской войны». Этот самый Фабриций за свой «подвиг» получил почетный дворянский титул «von Hohenfall» (высокое падение).
Чешских протестантов поддержали венгерские. Власти на местах прижали московских римских батюшек так, что им пришлось бежать.
Восставшие понимали, что без помощи они против Габсбургов не выстоят, и стали искать ее у других протестантских правителей. Те, конечно, проявили «глубокую обеспокоенность», даже ввели какие-то санкции против Габсбургов, но оружие летального действия поставлять отказались.
Несмотря на победы добробатов Турна и контрактников Мансфельда над имперскими войсками, операция по освобождению Донецка Вены прошла неудачно. А тут и деньги закончились. В итоге Габсбурги перехватили инициативу и чехи лишились независимости. Так началась Тридцатилетняя война.
Тогда же на стороне чехов выступили и наши князья, один из которых даже был ВРИО местного короля. Кроме очевидной морали имеется мораль менее очевидная. Еще со времен первой дефенестрации гуситы продавили на законодательном уровне эту процедуру в качестве правовой на законных основаниях.
К чему я это все клоню? Живу я недалеко от этого Харьковского рынка, где неделю назад была движуха, которая началась пару месяцев назад. Как я понимаю, суть ее в следующем (если не касаться нюансов). Хозяин рынка решил на законных основаниях продать свое имущество другому собственнику, который на этом месте собирается построить дом. Но арендаторы стали протестовать: «А где мы будем работать?», стали жечь шины и возводить баррикады. Хозяин нанял жлобоватых спортсменов для наведения порядка, а на стороне «предпринимателей» выступили «ветераны АТО». Победил опыт.
Данный расклад меня несколько насторожил. Есть у меня маленькая конура в гостинке на Рембазе, которую я сдаю в аренду одному такому предпринимателю с этого рынка. Очень боюсь, что если я захочу расторгнуть с ним договор аренды или повысить арендную плату, он позовет на помощь ветеранов АТО. И будет с его стороны прав, т.к. где это интересно ему теперь жить?
И шире вопрос. Вот эти самые «ветераны АТО» хотят осуществлять блокаду ОРДИЛа. Мне интересно, на каком основании они будут совершать досмотр транспортных средств и что им будет за действия, которые с юридической точки зрения классифицируются как «самоуправство» (ст. 356 ККУ). Если ничего, то я тоже так хочу.