Скандалы, интриги, расследования: художники в Беловежской пуще

Oct 25, 2019 15:30

уточняла свои архивные выписки по делам, которые называются "О разрешении посещения БП разными лицами" за разные годы. Больше всего разрешений нашлось пока по профессорам-преподователям и по художником. По одному из них в энтих ваших энторнетах нашлось такое:

http://www.rodon.org/art-071030114051

Если коротко: в 1885 г. художник Константин Крыжицкий едет в Пущу (это я знаю из ходатайства поданного им в Лесной департамент). Художник вполне успешный, в 1889 г. он получает звание академика. В 1910 г. он выставляет на Лондонской выставке 13 своих работ. Выставляет, в том числе и свежую "Повеяло весной", для которой он использовал как свои собственные этюды из Беловежской пущи, так и фото из книги Вишнякова "Беловежская пуща. Наброски пером и фотографией" (1894). Затем ту же работу он выставляет в Петербурге. Ее собирается купить Академия художеств, но тут газеты начинают скандал. Оказывается, на картине художника Якова Бровара изображено то же самое дерево в том же самом ракурсе. Широкой общественности становится известно, что оба они использовали одно и тоже фото Вишнякова, и более того, Крыжицкого обвиняют в плагиате (хотя картины очень разные, у Бровара там зубры). Крыжицкий пытается оправдываться - про картину Бровара он не знал, и фото Вишнякова он использовал только в качестве подсобного материала, но в итоге нервы не выдерживают, и он кончает жизнь самоубийством обвиняя в своей смерти журналиста, начавшего скандал.

надо будет потом просмотреть прессу за те годы и выяснить детали скандала, штоле...




Поверхностный поиск по Я. Бровару дал две работы, выполненные в Пуще: Осенью в лесу. Этюд из Беловежской пущи (1908)


и Зубры в зимнем лесу (1909).


Зы: во французской Вики есть отдельная статья про картину Крыжицкого и связанный с ней скандал https://fr.wikipedia.org/wiki/Souffle_de_printemps

1910е гг., Беловежа

Previous post Next post
Up