Оригинал взят у
deadokey в
Дом портретиста Ф.С. РОКОТОВА, г. Москва, ул. Старая Басманная д.30/1Русский портретист Федор Степанович Рокотов (1735/1736 - 1808) внес весомый вклад в историю русской живописи. Ему позировали император Петр III, Екатерина Великая и другие известные личности. На одном из своих последних портретов Рокотов написал легендарную княгиню Наталью Голицыну, ставшую прототипом старухи в «Пиковой даме». До 24 июня 2016 года в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке размещена выставка Ф.С. Рокотова, на которой представлено 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века.
В Москве на углу Токмакова переулка и Старой Басманной улицы сохранилось интересное здание конца XVIII века. Участок, на котором расположен флигель, приобрел 25 июля 1785 года знаменитый русский живописец Федор Степанович Рокотов - академик Петербургской Академии художеств. Купил он землю на Старой Басманной улице у генерал-майора А.Н. Сухотина. Точно неизвестно, был ли на тот момент уже построен сохранившийся каменный флигель. Он впервые зафиксирован на плане 1803 года как одноэтажный. Второй этаж был надстроен уже в XIX веке.
Главный дом усадьбы, располагавшийся в глубине, был разрушен еще в 1836 году. На его месте полковником В.Ф. Святловским был построен новый дом, снесенный уже в ХХ веке.
В феврале этого года, с любезного соглашения ФГБУК «АУИПИК», в компании реставратора Петра Шутова и координаторов "Архнадзора" Ирины Трубецкой и Константина Чаморовского я осмотрел ход реставрационных работ в доме. Ранее в сети появились тревожные сигналы, что часть подлинных интерьеров утрачены, однако, по ходу осмотра мы установили, что это к счастью не так. При реставрации должны быть сохранены все наружные стены со всеми компонентами, в том числе междуэтажные и чердачные перекрытия. Здесь можно наблюдать редкий случай бережного отношения к подлинному материалу памятника, на место возвращен даже деревянный накат, а обои XIX века отправлены на реставрацию.
Владельцы усадьбы: Конец XVIII в. - А.Н. Сухотин, 1785 г. - конец XVIII в. - Ф.С. Рокотов, конец XVIII в. - М.П. Шереметева, нач. XX в. - 1908 г. - В.И. Соколов, 1908-1917 гг. - А.Ф. Шиллер.
Сохранность усадьбы: Двухэтажный флигель является объектом культурного наследия. Старый главный дом усадьбы - «рокотовский» - был разрушен еще в 1836 году.
Адрес усадьбы:г. Москва, Старая Басманная, д.30/1.
Дата фотографий: 11 февраля 2016 год, 3 июля 2009 года.
2. Фото 2009 года. Двухэтажный дом на бутовом фундаменте расположен на углу улицы Старая Басманная и Токмакова переулка.
В конце XVIII века известный портретист Федор Степанович Рокотов приобрел участок в районе Горохового поля, который он купил после переезда из Петербурга в Москву. Данные об этом сохранились в исповедных росписях соседнего храма Никиты Великомученика. Сохранилась купчая от 20 августа 1781 года, в которой указана сумма покупки - 2600 рублей. Художник купил дворовое место „на выгонной земле у вдовы Хитрово по проезжему переулку к Земляному городу, на углу проезжего переулка к Гороховому долю, в 9-й части в приходе церкви Никиты Мученика“.
После покупки участка на Гороховом поле он так и не приступил к строительству дома. Это можно было объяснить нехваткой средств после столь значительной траты. Но, вероятнее всего, художник не был удовлетворен участком и искал вариант получше. В итоге, через четыре года, Рокотов купил новую землю у генерал-майора Алексея Николаевича Сухотина, на углу Токмакова переулка и Старой Басманной улицы. По документам, сделка состоялась 25 июля 1785 года. В купчей, составленной от лица генерал-майора Алексея Николаевича Сухотина указано: „…Продал я Алексей императорской Академии художеств академику Федору Степановичу сыну Рокотову… двор, состоящий в шестой на десять части во втором квартале под № 143… за Земляным городом в приходе церкви Великомученика Никиты, что в Старой Басманной за 1400 рублей“.
Точно не известно, был ли на тот момент уже построен сохранившийся каменный флигель. Он впервые зафиксирован на плане 1803 года как одноэтажный. Второй этаж был надстроен уже в XIX веке. Известно, что после покупки в 1785 году участка, Ф.С. Рокотов обратился в Управу благочиния с просьбой разрешить ему строительство здесь новых построек. Среди новых зданий был главный дом и мастерская - тот самый флигель.
3. Фото 2009 года. На доме висит мемориальная доска с текстом: «В этом доме в 1785-1793 годах жил и работал художник Федор Степанович Рокотов». Тем не менее, есть купчая на имя Шереметевой от 1789 года.
4. Единственное дошедшее до нас каменное здание времен Рокотова впервые отображено на плане 1803 года. Тогда оно было одноэтажным. На плане 1834 года флигель значится уже двухэтажным.
Особенность западного фасада - отсутствие на первом этаже (XVIII век) световых проемов. Вместо окон были устроены неглубокие ниши, в которых во время исследований была обнаружено нарисованное заполнение оконного проема, проемы на фото - поздние.
5. Фото 2009 года. Здание представляет собой двухэтажный кирпичный объем, вытянутый по оси север-юг и обращенный к Старой Басманной улице северным торцевым фасадом.
2 этап натурных исследований: западный фасад, первый этаж. Реконструкция И. Киселева.
6. Двухэтажный флигель является объектом культурного наследия. Старый главный дом усадьбы - «рокотовский» - был разрушен еще в 1836 году. На его месте полковником В.Ф. Святловским был построен новый дом усадьбы, который был снесен уже в ХХ веке.
Фото до 1969 года. Начало Токмакова переулка. Источник:
pastvu.com. Рядом с флигелем Рокотова в XIX веке был построен похожий дом, составив с ним гармоничный ансамбль, закрепив угол квартала, практически, повторив его модульную сетку и продолжив "волну" фронтонов с характерной для модерна мягкостью, скруглив острые углы. В конце 1960-х- соседний дом был снесен. На его месте по-прежнему пустырь.
Рокотов после покупки участка на Старой Басманной улице, обратился в Управу благочиния с просьбой разрешить ему строительство новых построек. Среди новых зданий был главный дом и мастерская - тот самый флигель.
7. В 2015-2016 годах проводятся работы по реставрации дома. В 1970-90 годы интерьеры дома были искажены значительными перестройками. Сохранились деревянные перекрытия, утратив паркетные полы и практически полностью венчающие тянутые штукатурные карнизы. Несмотря на значительные утраты сохранились оригинальные фрагменты отделки - деревянные перегородки и двери с наклеенными на них обоями XIX века..
8. Восточный фасад. Работы по реставрации лицевой кладки фасада, проемов. В процессе вычинка разрушенных белокаменных блоков межэтажного карниза. Наружная деревянная лестница перестраивается в режиме приспособления из кирпича, по требованию противопожарной безопасности. Во время работ справа от дверного проема обнаружена полуциркульная в плане ниша, возможно в ней стояла скульптура.
План первого этажа. Реконструкция И. Киселева.
9. Деревянные перекрытия были в плохом состоянии и были перебраны и армированы. Здесь можно наблюдать редкий случай бережного отношения к подлинному материалу памятника, на место возвращен даже деревянный накат.
10. При исследовании здания карнизы и другой декор на первом этаже не обнаружены. В процессе предыдущей реставрации полы были полностью заменены. Вопрос о воссоздании утраченных в 1980-90-ые годы еще не решен. Оригинальный потолок будет подшит гипсокартоном в режиме приспособления.
11. Подготовка рустованной стены XVIII века под вычинку и отделку.
Федор Степанович Рокотов является одним из самых востребованных художников второй половины XVIII века. Ему позировали император Петр III, Екатерина Великая, цесаревич Павел Петрович - в будущем император Павел I, и многие другие известные личности.
12. Ложное окно. Оконные проемы содержат в большинстве своем подоконные ниши глубиной в 1/4 кирпича. Со времени обнаружения нарисованного окна сменилось несколько подрядчиков и в суматохе дней оригинальное расписанное "зеркало" ниши было утрачено. На основании сохранившихся обмеров и крошечного фрагмента (слева посередине) покраска была воссоздана в оригинальных материалах.
13. В советское время здание было покрыто цементной «шубой», что привело к вымоканию цементной кладки со стороны стены и разрушению ее лицевого слоя. Практика цементирования каменных и кирпичных стен уже нанесла колоссальный ущерб наследию и бюджету страны и собственников изуродованных зданий и конца этому не видно.
14. После расчистки от цементной шубы обнаружилось, что лицевая поверхность первого этажа фасада выходящего на улицу Басманная перебрана в советский период и в плохом состоянии. Реставраторами решено нанести известковую штукатурку, законсервировав кладку и расчертить стену под кирпич. Пройдет время, появятся средства и к работе по восстановлению кирпичной кладки можно будет вернуться.
15. Разрушенная кладка перемычки второй половины XVIII - начала XIX веков.
16. Фрагмент межэтажного карниза. Исследования не выявили следов переделки данного карниза, решено сохранить подлинную ошибку строителей прошлого.
17. Все оконные заполнения в доме были заменены в 1970-х годах, в процессе предыдущей реставрации.
18. Западный фасад здания.
Будущий портретист происходил из крепостных князя П.И. Репнина, усадьба которого -
Воронцово - находилась в 6 километрах от Калужской заставы. Сейчас это место уже в черте Москвы, а тогда было ближним пригородом. Молодого живописца Рокотова заметил влиятельный царедворец и меценат, поборник русской художественной школы И.И. Шувалов. Он увез его из Москвы в Петербург, где будущий известный портретист поступил в Академию художеств. Вскоре по просьбе Ломоносова ему было поручено скопировать с мозаики портрет императрицы Елизаветы Петровны для Московского университета. Свой первый заказ Ф.С. Рокотов исполнил столь успешно, что его заметили при дворе и поручили написать парадные
портреты Петра III и малолетнего наследника
Павла Петровича. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс, и готовый портрет был подарен ему незадолго до смерти: художник удостоился за него звания адъюнкта живописи и права присутствия за обедом его императорского величества.
19.
20. Позднее окно XIX века с перемычкой из стального прута, растесанное в нише ложного окна XVIII века, от него сохранилась надоконная ниша.
21. Белокаменный цоколь "басманного" фасада выполнен без перевязки со стеной "в приклад", под ним обнаружилась кладка периода советского ремонта.
22. Кладка рустованного угла XVIII века и докомпановка кирпича.
23. В XX веке окна были сильно заужены, сейчас предполагается вернуть им прежние аутентичные размеры и пропорции.
План второго этажа. Реконструкция И. Киселева.
24. До переборки и усиления деревянных перекрытий, сохранившиеся деревянные перегородки XIX века с анфиладными проходами были разобраны, а после завершения работ собраны на прежнем месте, двери оклеенные обоями вывезены в реставрационный цех и ждут окончания "грязных работ".
После дворцового переворота 1762 года был сделан заказ на тронный портрет Екатерины II. Заказ этот выполнил Ф.С. Рокотов. Художник
изобразил императрицу как олицетворение просвещенной монархии. Екатерина II была настолько очарована работой, что повелела остальные свои парадные изображения, и особенно лицо, писать по оригиналу Рокотова.
25. Не смотря на значительные утраты чердачного перекрытия удалось сохранить часть наката и балок.
26. Перегородки.
27. Из интерьерного декора хорошо сохранились тянутый штукатурный карниз, два типа ампирных дверей, а также бумажные обои, которыми они были оклеены. Тянутый штукатурный карниз сохранился фрагментарно и будет восстановлен по снятому шаблону.
28. Второй этаж. Коробка двери с фрагментом обоев, датируются примерно второй половиной XIX века.
29. Двери предполагается отреставрировать восстановлением утраченных деталей и металлических приборов. Обои предполагается закрыть стеклом для экспонирования их в интерьерах.
В 1765 году в возрасте 29 лет, Ф.С. Рокотов был удостоен звания академика живописи. Но из-за большого количества заказов из Москвы, художник решил перебраться в первопрестольную. Здесь начался наиболее значительный период его творчества, в его работах появилась та чудесная серебристость красок, за которой закрепилось название "рокотовской". Заказов было настолько много, что в мастерской находились одновременно около 50 портретов, где Рокотов рисовал только головы и лица, а помощники - все остальное.
30.
31. Вырезанная по штукатурке ложная перемычка.
32. Белокаменные подоконники окон второго этажа.
На одном из своих последних портретов Рокотов нарисовал легендарную княгиню Наталью Голицыну, ставшую прототипом старухи в «Пиковой даме». По преданию, она была внучкой Петра Великого от его внебрачной связи, имела знакомство с графом Сен-Жерменом и обожала карты.
33. Хорошо сохранились белокаменные классицистические детали декора второго этажа с изящной профилировкой.
34. Отбитый фрагмент сандрика над окном, подготовка под докомпоновку.
35. Молодой реставратор @piotrestr изучает изящество венчающего карниза.
36. Подготовка поверхности под протягивание карниза.
В конце XVIII века Ф.С. Рокотов продал участок на Токмакове переулке Марии Петровне Шереметевой. А сам переехал на Воронцовскую улицу, где умер в 1808 году. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его, к сожалению, утеряна. На территории монастыря уже несколько лет стоит закладной камень
памятника замечательному русскому портретисту.
37.
38.
39. Фасады здания в существующем виде хорошо сохранили декор и классицистические пропорции. Также есть предположение, что с конца XVIII - начала XIX века экстерьеры претерпели заметные изменения.
В начале XX века участком, на котором расположен дом, владел Соколов Василий Иванович - потомственный почетный гражданин. После 1908 года участок приобрел Шиллер Адольф Фридрихович.
40.
41. В проеме обнаружен подстав от ставни.
В память о крупнейшем портретисте одна из улиц в Москве, в районе Ясенево, с 1978 года носит имя Рокотова.
42. Исследования показали, что первый этаж в XVIII веке был побелен, а второй окрашен желтым с белыми деталями. Розовая покраска на первых фото- советская.
Старые фотографии
Фото до 1930 года. Токмаков переулок, дом Рокотова. Источник:
pastvu.com.
Фото до 1966 года. Токмаков переулок, дом Рокотова. Источник:
pastvu.com.
Фото 1970 года. Токмаков переулок. Источник:
pastvu.com.
Фото 1970 года. Улица Карла Маркса. Источник:
pastvu.com.
Фото до 1975 года. Токмаков переулок. Дом художника Рокотова. Источник:
pastvu.com.
Фото до 1980 года. Токмаков переулок. Дом художника Рокотова. Источник:
pastvu.com.
Фото до 1980 года. Токмаков переулок. Дом художника Рокотова. Источник:
pastvu.com.
Фото до 1983 года. Токмаков переулок. Дом художника Рокотова. Источник:
pastvu.com.
Фото до 1986 года. Токмаков переулок. Дом художника Рокотова. Источник:
pastvu.com.
Фото 1995 года. Токмаков переулок. Дом художника Рокотова. Источник:
pastvu.com.
В лицах
Федор Степанович Рокотов - (1735/1736 - 12 декабря 1808, Москва) - крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Рокотов внес большую роль в истории русской живописи: он первый добавил в портретное искусство поэтичность и лиризм. В его портретах сословные признаки играют минимальную роль, выдвигая на первый план черты, имеющие общечеловеческую ценность. Современники говорили про Рокотова, что он писал, "проникая во внутренность души".
Старые карты
1389 год.
1648 год.
1650 год.
1650 год.
1739 год.
1812 год.
1823 год.
1836 год.
1838 год.
1848 год.
1852 год.
1852 год.
1862 год.
1878 год.
1881 год.
1888 год.
1901 год.
1903 год.
1917 год.
1968 год.
2016 год. Google.
Ссылки
http://um.mos.ru/houses/dom_rokotova/ http://stapelia2784.livejournal.com/34114.html http://litfile.net/pages/196999/199000-200000?page=15 https://pastvu.com