Москва вдруг запестрела красками - и яркими, и унылыми. Скандал разразился на этой неделе - гранитные колонны на станции метро "Чистые пруды" выкрасили в серый цвет! Высотку на Кудринской тоже решили покрасить. Архитекторы замерли в недоумении. Прихотливая фантазия работников ЖКХ просто режет глаз. Горожане удивляются - кто решил так раскрасить столицу?
"Чистые пруды" потеряли лицо за одну ночь: пассажиры не узнали знакомую станцию.
"Я когда увидела, я ужаснулась. Это, извините, цвет крематория", - говорит пассажир.
Коммунальщики похоронили проект архитектора Николая Колли под слоем серой краски. Каменные колонны на входе словно наполовину окунули в грязь.
"Подменять эту красивую фактуру природного камня дешевой покраской, которая на заборах, на фонарях - это противоречит эстетике", - считает Андрей Бодэ, сотрудник ГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские".
Не эстетично - зато дешево и практично. Оказалось, так проще колонны мыть. Пришлось отмывать. Но казенная краска местами въелась намертво.
"Нужно было бы высылать не неквалифицированных работников с тряпкой и растворителем, а реставраторов, которые знают, как работать с гранитными поверхностями", - сказала Наталья Самовер, координатор общественного движения Архнадзор .
С закрашенными колоннами на другой стороне вестибюля делать, видимо, ничего не собираются.
Как и с "Помпейским домом" на проспекте Мира. По словам градозащитников, шедевр предвоенной Москвы вместо благородной коричневой умбры и сдержанного цвета бордо выкрасили в кричащий розовый.
Московская палитра, какой только не была! Почти монохромной, например, в старину, когда использовали только дерево и кирпич. Или 100 лет назад, когда на окраске банально экономили. Была и пастельной.
В советское время весь город вообще хотели кардинально перекрасить. Но сейчас это настоящий цветовой хаос. И если на окраинах это еще можно списать на какую-то попытку разнообразить типовые районы, то центр бездумная раскраска просто изуродует.
Центром колористического скандала уже стала
высотка на Баррикадной. Дом, где жил весь цвет отечественного авиапрома, своему цвету изменил. Башни и верхние этажи легендарного дома побелели - причем издеваются над стенами не в первый раз.
"Вот все слои. То они красят, то очищают, то они мажут, то переделывают! Та фирма, которая сегодня делала, говорит - мы переделываем свой прошлогодний брак", - рассказал Александр Громов, председатель совета дома № 1.
Руки у псевдохудожников дошли лишь до половины здания - тем чудовищнее контраст. Благородная облицовка, иллюзия каменной кладки - все это грубо перечеркнули малярной кистью.
"Тот цвет, в который сегодня покрашено, убивает архитектуру деталей, нивелирует детали, которые были прорисованы с любовью и знанием истории как классического общемирового, так и русского зодчества", - объяснил Михаил Посохин, народный архитектор России.
Никаких согласований с "Москомнаследием", хотя это памятник. Сталинскую высотку на Саввинской набережной тоже решили "оживить", подчеркнув тем самым не только почему-то цоколи, но и собственное полное отсутствие вкуса. Ведь вообще красить камень - верх архитектурного невежества, объясняет эксперт Алексей Клименко.
По его словам, среди местных чиновников, которые как раз и решают - какого цвета будет район, как правило, нет людей с художественным образованием. Поэтому, по его мнению, город и обретает фантасмагорическую раскраску.
"Они выдают краски, которые есть на складе. Говорят - крась так, потому что им просто так показалось. Важно, чтобы была комиссия по художественному контролю за средой нашего обитания, чтобы в эту комиссию обязательно входили хоть один-два человека с художественной подготовкой", - считает Алексей Клименко, член президиума экспертно-консультативного Общественного совета при главном архитекторе города Москвы.
Пока в Москве красят, кто во что горазд, никаких правил вообще нет.
"Я за то, чтобы были какие-то стандарты благоустройства, которые нам надо разработать. Мы сейчас обсуждаем, что это надо сделать, и в будущем этому дизайн-коду следовать", - сказал Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы.
Но прежде нужно что-то делать с уже изуродованными памятниками. Высотку на Кудринской можно будет отмывать не раньше лета. А "Чистые пруды" так и остались с грязными колоннами.
Анастасия Саховская, Оксана Костенко
Вести Москва
28.04.2013