Я знаю, почему Волхонка так называется

May 22, 2012 07:14

20 мая мы - общественное движение Архнадзор и проект «Москва, которой нет» - по-своему отметили Международный день музеев. Мы пригласили москвичей на самую музейную улицу Москвы - на Волхонку.



В этом году Волхонка справляет 100-летие своей «музейности», ведущей начало от открытия 31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Но для самой улицы одно столетие - не срок. Ей как минимум 600 лет. За это время она не раз меняла свое название и своих обитателей. Ее застройка подобна культурному слою - так же сложна, разновременна, так же полна многозначительных деталей и так же драгоценна.




Волхонкой она стала только в конце XVIII веке, а до этого сто с лишним лет звалась Пречистенкой, еще ранее - Чертольской. Москвичи знали ее как место расположения старого государева Конюшенного двора, в конце XVII века превратившегося в государев Колымажный двор - место хранения царских экипажей. Аристократические роды - Лопухины и Волконские, ставили здесь каменные палаты, худородные, зато приближенные к Ивану Грозному Скуратовы пристраивали придел к храму Антипы Чудотворца, выстроенному для царских конюхов. Дом героя всех войн середины XVIII века фельдмаршала Румянцева-Задунайского перевоплощался в первую городскую гимназию, а общедоступный манеж для верховой езды - в пересыльную тюрьму.

В 1760-х годах владение Волконских прославилось на всю Москву благодаря знаменитому кабаку, а через пятнадцать лет неподалеку от кабака обосновались августейшие особы - сама императрица Екатерина II с сыном великим князем Павлом Петровичем и со своим тайным мужем Потемкиным около года провела в обширном Пречистенском дворце, на скорую руку слепленном Матвеем Казаковым из имевшихся на местности партикулярных каменных домов с пристройкой недостающих деревянных залов и переходов. В начале XX в. на месте тюрьмы вырос мраморный храм-дворец-музей - шедевр неоклассицизма работы Романа Клейна, а двадцать лет спустя грандиозный и чудовищный замысел Дворца Советов погубил Храм Христа Спасителя и тенью уничтожения навис над всей Волхонкой. Но и он, развеявшись словно грозовая туча над городом, оставил по себе благой след - маленькую, изящную как игрушка автозаправочную станцию в стиле ар-деко, которая и по сей день обслуживает только машины со спецномерами как напоминание о древней конюшенной и придворно-колымажной истории места. И вот теперь уже музей на наших глазах разрастается вширь, поглощая соседние владения, как будто повторяя причудливую идею Пречистенского дворца, отягощенную беспощадным доминированием Дворца Советов.

Совсем скоро Волхонка отметит и еще один, довольно символичный юбилей: 29 мая 1737 года именно отсюда, из дома Милославского в приходе церкви Антипы от восковой свечи, неосторожно поставленной перед иконой некой поваровой женой, начался катастрофический пожар, охвативший почти всю тогдашнюю Москву, включая Кремль. Последний пожар средневекового города, расчистивший место для творчества европеизированных архитекторов нового века.



И это еще далеко не все… Впервые наша акция охватила не одну улицу, а фактически целый район. Шестнадцать краеведческих постов мы установили у примечательных зданий на обеих сторонах Волхонки, в Малом Знаменском и Колымажном переулках. Экскурсионные группы преодолевали свой недлинный маршрут часа за два - так много важного, прекрасного и интересного, чего никак нельзя упустить, содержит в себе историческая память этих мест.



Сегодня Волхонка стоит перед очередной развилкой своей истории. Чтобы проект развития прекрасного и совсем молодого в свои сто лет Пушкинского музея не вылился в потрошение 600-летнего городского района, мы и созвали сюда всех-всех-всех, чтобы город узнал, увидел и оценил местные волхонские чудеса. «Волхонка, - говорили мы, - это улица музеев. Она стала такой благодаря появлению Музея изящных искусств и должна такой оставаться. Музей - дитя Волхонки, он - ее порождение и ее украшение. Он должен остаться ее органической частью, ее другом, а не врагом. Достаточно зла причинено этому месту в последние десятилетия. Давайте будем гуманными. Не надо убивать историю, не надо строить музейный городок ГМИИ им. Пушкина на руинах города Москвы. Давайте пересмотрим проект, найдем возможности обеспечить развитие музея, обойдясь без разрушения и громадного нового строительства».



Чтобы не ограничиваться словами, мы собирали подписи под обращением к премьеру Медведеву с просьбой о передаче ГМИИ им. Пушкина особняка Щукина в Большом Знаменском, 8 - родного дома знаменитой коллекции французской живописи конца XIX - начала XX века, ныне украшающей коллекцию Пушкинского музея. Приемная министра обороны, ныне расположенная в этом доме, может с успехом функционировать в любом другом помещении, а этот особняк самой судьбой предназначен к музейному использованию. Передача его ГМИИ станет первым шагом к тактичному, градосберегающему решению проблем растущего музея.

Статистические итоги дня: в экскурсиях, по приблизительным подсчетам, приняли участие не менее 400 человек. За четыре часа, что длилась акция, прохожим роздано 3 тысячи буклетов с прекрасной рисованной картой достопримечательностей Волхонки и окрестностей. Под обращением к премьеру Медведеву собрано более 200 подписей.
Подсчету не подлежат: дружелюбие и веселье, интерес и удивление людей, обнаруживших в хоженых-перехоженых местах неведомые залежи родной истории и неповторимых московских красот.



Открытием дня стала, конечно, церковь Антипы, что на Колымажном дворе, интерьеры которой только что вышли из рук реставраторов. Москву сложно удивить прекрасным храмом, но церковь Антипы поражает и своей богатой историей, и необычными архитектурными решениями, и высочайшей добросовестностью, интеллектуальной глубиной и художественным качеством реставрационных работ. Вот так же, тщательно, со вкусом, с любовью, умными, золотыми руками должна быть отреставрирована вся Волхонка - и дома, и городское пространство, и хрупкий, живой дух места.

Ах, да, так почему же Волхонка так называется?
Да потому, что у нее есть история.



Грандиозный Post Scriptum
Благодарность - святое дело. И чем сложнее задача, тем важнее отдать должное тем, кто подъял необходимые труды на своих плечах.

Кто же подарил - не нам, а городу! - эту акцию? Кому должны быть благодарны сотни людей - москвичей и гостей столицы, решившихся 20 мая посвятить Волхонке часть своего выходного дня?
Организаторам, труженикам и выдумщикам: Ирине Трубецкой, Асе Аладжаловой, Евгении Твардовской, Виктории Веремеенко, Петру Мирошнику и Наталии Тарнавской. И еще нескольким десяткам волонтеров - тем, кто писал тексты, кто мужественно перенося жару, дежурил у стендов, кто раздавал буклеты, кто сколачивал трехметровые треноги и таскал их по волхонским просторам.

Поблагодарим в особенности дизайнеров Светлану Рубис и Екатерину Титову - их трудами на треногах появились прекрасные иллюстрированные баннеры, а в руках у посетителей нашей акции - буклеты, которые еще не раз напомнят им о красоте и ценности Волхонки.

Традиционное украшение акций Архнадзора - бесплатные авторские экскурсии лучших гидов Москвы.
Рустам Рахматуллин, Мария Подъяпольская, Николай Васильев, Александр Можаев, Алексей Дедушкин, Никита Брусиловский - спасибо!
Но даже ваши прогулки не были бы так интересны и содержательны, если бы не возможность посетить некоторые объекты, недоступные или труднодоступные в обычное время.

Посему отдельная благодарность
- дирекции ГМИИ им. Пушкина и лично директору музея Ирине Александровне Антоновой и ее заместителю Андрею Олеговичу Жакевичу за любезное разрешение экскурсантам посетить двор усадьбы Вяземских в Малом Знаменском, 5 и территорию усадьбы Глебовых-Пастуховых в глубине квартала в Колымажном переулке;

- приходу церкви Священномученика Антипы на Колымажном дворе и лично настоятелю протоирею Владимиру Волгину и старшему священнику иерею Димитрию Рощину, открывшим двери своего удивительного храма для всех желающих (а было этих желающих весьма и весьма много!);

- дирекции Музея им. Н.К. Рериха и лично заместителю директора Александру Витальевичу Стеценко за возможность ознакомиться с главным домом усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке, 3 - памятником двух эпох, двух архитектурных стилей;

- Институту философии РАН и лично директору академику Абусаламу Абдулкеримовичу Гусейнову и ученому секретарю Михаилу Анатольевичу Пронину за организацию доступа экскурсантов в главный дом усадьбы Голицыных (Малый Знаменский, 1/14);

- владельцу исторического дома Румянцева-Задунайского (бывшей 1-й Московской мужской городской гимназии, Волхонка, 16) Фонду «Белый город» и лично Елене Владимировне Ольшанской за возможность зайти внутрь здания и пройти по исторической гимназической лестнице, помнящей шаги Погодина, Островского, Владимира Соловьева и Петра Кропоткина.

И наконец нельзя не поблагодарить префектуру ЦАО и Комиссию по согласованию Федеральной службы охраны за деловой, небюрократический подход к решению вопросов организации культурной акции на одной из центральных улиц города.

текст и фото - Наталья Самовер

Волхонка, Акции АН

Previous post Next post
Up