В отличие от Прудниковой, Мухина, Мартиросяна или Старикова, я Берию никогда не считал сталинским преемником. Чиновник, продвигавшийся по службе уверенным шагом, и это было бы и в дальнейшем. И всё же уважал как управленца и признавал марксистов. Так что пересмотр взглядов и разочарование является серьёзным психологическим ударом для меня.
Вот материал.
http://istmat.info/node/26316 Вообще говоря, одна уже фамилия Яковлева вызывает настолько судорожное отвращение, что всю писанину его авторства инстинктивно отправляешь в мусор так же, как писанину Солженицына. И всё ж-таки...
Обвинения в адрес Берии из уст именно ленинцев и сталинцев, в особенности Ворошилова, серьёзны.
http://istmat.info/node/26984http://istmat.info/node/26501 Что скажу? Деятелем был выдающимся, но именно как прилежный исполнитель. В конце концов это понятно. Я только что, например, на работу устроился с признанием, что являюсь надёжным сотрудником. Работу хвалят. Но всё же есть и потолок! Так и во власти. Он был один из наилучших исполнителей коллективных дел Советской власти, но не выше. Стремился возвыситься, завоевать пост секретаря ЦК. И в 1953 года после смерти Сталина в очередной раз попытался. Не получилось. И при этом подвёл товарищей. И оказался чужим среди и сталинцев, и хрущёвцев.
PS. По сути, можно было бы утверждать о противостоянии группировок хрущёвцев (ЦКшников-троцкистов), сталинцев (антипартийцев), военных и МГБшников-НКВДшников. О возможности столкновения при упразднении Советской власти кланов ЦК, военщины и МГБ-НКВД. Только вот за военщиной и НКВД не было силы.
PS2. А вот свой Берия таки в одной стране случился. Рамиз Алия после смерти Энвера Ходжи. Сам по себе Энвер Ходжа тот ещё персонаж, считавший себя сталинистом, но допустивший немало элементов левого уклонизма, а в косовской проблеме показавший себя как национал-уклонист. Так вот Рамиз Алия, судя по всему, старался изображать из себя албанского Дэна Сяопина, но итоги очевидны. Страна - один из плацдармов империализма, будучи при этом разорена до пределов.