Предварительный комментарий. Я не согласен с автором в её пламенном революционаризме против церкви сейчас, потому что это напоминает леволиберальные камлания без практического результата (да так и есть). Однако материал против Невзорова вовремя подоспел, иного у меня нет в настоящий момент. Так что материал оставляю без изменений.
Атеистическая пропаганда не всегда является прогрессивной.
ОРИГИНАЛ В последнее время Александр Невзоров занят тем, что воюет с РПЦ, сиречь с попами. Он попов разоблачает, гвоздит, громит, разносит по кочкам и рвёт в клочья. Попы не могут спокойно слышать его имени, бегут от него, задрав рясы и приговаривая: «Бесноватый!».
Словом - война великая, война не на живот, а на смерть.
Но вот что интересно. Невзоров умело, живо и остроумно показывает нелепость христианских догматов. Он ярко разоблачает лицемерие, алчность и наглость попов.
Но он никогда ничего не говорит про классовую суть религии, никогда не затрагивает социальную роль религии в классовом обществе.
Социальная роль религии - помогать удерживать господство богатых над бедными, эксплуататоров над эксплуатируемыми, помогать сохранять общество, основанное на частной собственности, то есть - классовое общество. Такую функцию религия исполняла всегда, во всех классовых обществах, такую роль она исполняет и теперь, помогая сохранять капитализм, частную собственность в руках буржуазии и господство капитала над трудом.
Об этом Невзоров не говорит никогда.
Почему он об этом не говорит? Потому что, несмотря на видимость непримиримой и ожесточённой войны с РПЦ, - по сути дела Невзоров и попы - союзники. У них одна и та же цель. Попы хотят сохранить частную собственность в руках буржуазии. Невзоров тоже хочет сохранить частную собственность в руках буржуазии. И попы, и Невзоров хотят одного и того же - сохранить капитализм.
Только попы люди дремучие, им нравится капитализм в старорусской одёжке, бородатый и припомаженный лампадным маслом, с поднятыми к небу глазами и фразами «о вечном». А Невзоров - человек современный, либеральный, и ему больше по душе капитализм бритый, при галстуке, без излишних сантиментов, откровенно-прагматичный, трезвый, рациональный.
Получается, что в главном и Невзоров, и попы согласны - они хотят сохранить капитализм. Они не могут согласиться только в одном - в какой костюм его надо обрядить.
Конечно, для нас, для рабочего класса, - лучше капитализм Невзорова, чем поповский капитализм. Капитализм Невзорова откровенней, без елея и патоки, без розового тумана, без расслабляющих фраз о «братстве во Христе». Капитализм Невзорова обнажённей в своей циничной сути - и это хорошо. Потому что для нас самое страшное - именно иллюзии о возможности какого-то «братства во Христе» между буржуазией и рабочими, между паразитами и жертвами, о возможности какого-то «примирения на основе христианской веры» между нами и нашими врагами.
Но суть всё-таки в том, что между Невзоровым и попами больше общего, чем противоположного. Разногласия их касаются только антуража.
Невзоров любит показывать попов в неудобном виде, любит их конфузить, и прежде всего - показывая несоответствие между их словами и делами. Или, говоря иначе, - показывая их лицемерие.
Но, понимает он это или нет, - а и сам Невзоров грешит этим же, то есть лицемерием. Вот он борется с РПЦ, воюет, не щадя сил. Но ведь в классовом обществе нельзя эффективно бороться с религией. Раз она служит господствующему классу и нужна ему, господствующий класс будет её поддерживать, крепить, насаждать, и она будет процветать. Эффективно бороться с религией можно только в бесклассовом обществе. А Невзоров борется с религией - и при этом выступает за сохранение классового общества, в котором она всегда будет процветать. Невзоров борется с религией - но победы социализма, при котором только и возможно эффективно бороться с религией, - он не хочет.
Так разве Невзоров не лицемерит так же, как и разоблачаемые им попы?
Социалистическая революция расставит всё по своим местам. Когда грянет революция, Невзоров увидит - что на самом деле он и попы - союзники, что они находятся вместе, по одну сторону баррикад, - против рабочего класса.
Невзоров тогда, может быть, удивится, когда поймёт, что он с попами, оказывается, делал одно общее дело - боролся за сохранение классового общества. Неизвестно, будет ли он им пожимать руки и брататься с ними. Невзоров всё-таки честнее и больше уважает себя, чем Зюганов, который с попами только что взасос не целуется.
(Подумать только - Ленин, глава коммунистической партии, написал целую книгу, «Материализм и эмпириокритицизм», чтобы показать: марксизм и религия полностью противоположны, враждебны, несовместимы. А Зюганов - глава коммунистической партии! - написал целую книгу: «Святая Русь и Кощеево царство», чтобы доказать, что коммунизм и религия вполне примиримы и даже чуть ли не одно и то же! Но это к слову).
Так что, повторяю - неизвестно, будет ли Невзоров принимать попов в объятия, когда обнаружит, что они союзники в общей борьбе за сохранение частной собственности. Скорее всего, не будет. Скорее всего, он будет сотрудничать с ними, пересиливая неприязнь, скрепя сердце и сжимая зубы. Но сотрудничать - будет. Потому что у них общая цель - сохранение капитализма. А значит, и общий враг - революционный рабочий класс, против которого они так или иначе объединятся.
Оксана Снегирь