Репродукция на Земле Алестры (3)

Sep 11, 2012 23:15

Продолжение. Начало - вот здесь.

******************************

3. Девки-в-скобках-парни

"Я - корова, я и бык,
Я и баба и мужик"
(частушка)

Итак, откуда же - спросит читатель - в вашей продвинутой альтерре этот "примитивный и несовершенный" способ размножения - мужчины, женщины, половые клетки?..

А дело тут вот в чём. С течением времени в нашей альтерре явно происходили изменения, связанные с "падением проводимости пространства" для сигналов и потоков энергии. Ухудшалась связь не только с отдалёнными мирами, но и с разнесёнными в пространстве частями одной системы. Информация, в том числе предназначенная для воспроизводства личности, "проваливалась" неведомо куда или непредсказуемо искажалась. Всё бóльших усилий требовали дистантные влияния, сильные воздействия сопровождались побочными, неконтролируемыми возмущениями, то есть могли приводить к разрушениям. Сохранялись части структур, механизмы, встроенные в биологические или энергетические системы - но управление из центров, "приводы" к ним, были блокированы; в таких условиях всем заинтересованным лицам то и дело приходилось "заводить при помощи ручки" давно знакомые процессы.

В таких условиях "простые устройства ближнего действия" нередко оказывались куда надёжней, в том числе и всевозможное "размножение кустарное и вручную", "силами непосредственных участников", в той или иной мере упрощённое (упрощённое, в основном, за счёт единообразия потомков). Поскольку все формы, порождаемые ЭИС, заведомо способны к самосовершенствованию, в том числе в области репродукции, то с изменением условий они постепенно стали переходить к автономному от ЭИС размножению - как более выгодному на данном этапе. В итоге на планете прибавлялось существ, способных воспроизводиться при помощи всё более разнообразных механизмов, в том числе аналогичных здешним земным. Причём тот или иной способ размножения никак не коррелировал с разумностью. Одни рождались разумными, другие таковыми становились при каких-то особых условиях, третьи оставались неразумными животными, четвёртые составляли рои...

Бывали, к примеру, родоначальницы, которые порождали существа двух и более видов, из которых некоторые виды были разумными, в том числе человекообразные. И в дальнейшем все линии, в обычном случае не превращаясь друг в друга и не скрещиваясь, самовоспроизводились кто как умеет, но общая "бабушка" осуществляла покровительство и могла дополнительно родить тех, кого недоставало, или поддержать рождаемость в любом из видов. А также время от времени производила на свет подобное себе существо с аналогичными репродуктивными мощностями.

Прямым делением размножались обычно одноклеточные организмы, но также бытовал особый метод, когда человека разрубали точно пополам - и получалось два новых существа, притом обязательно разного пола.

"Почкованием" воспроизводились в той или иной степени очень многие этносы: до позднего исторического времени в особых прибрежных лиманах (не без помощи старинных ЭИС, стало быть) можно было вырастить потомка (себе, другу или врагу) из отрубленной (случайно или целенаправленно) конечности. У некоторых этносов новое существо образовывалось и без лимана, но не из любой части тела, а из определённой.

Следующей ступенью функциональной специализации можно считать размножение при помощи яиц. Это были не нуждающиеся в оплодотворении яйца, которые несли "мужчины" - точнее сказать, представители вполне человекообразных этносов, имеющие морфологические признаки мужского пола и не имеющие особых признаков женского пола. В отличие от репродукции неспециализированными частями тела, эти приспособления для вегетативного размножения имели ряд преимуществ. Кожура яйца обеспечивала минимальную защиту содержимого и некоторый обмен с окружающей средой (дыхание хотя бы), который давал больше возможностей для развития будущего ребёнка. Вместе с тем родитель "развязывал себе руки" для бытовых дел, для защиты, мог спрятать яйцо в случае опасности. Это способ для неблагоприятных условий обитания. В дальнейшем, уже имея в своей среде женщин, рожавших живых детей, мужчины этноса возвращались к "яйценошению" (спороношению по сути) в "походных" условиях. Иногда эта возможность возникала в качестве "функционального атавизма" в экстремальной ситуации у человека, который никогда и думать не думал о себе такое (вот как стукнут по башке - так сразу и снесёшь яйцо).

Некоторые этносы могли размножаться только с посторонней помощью; например, вейвы, которые в своём родном мире рождались из бутонов растений-симбионтов, договорились с локсой Калипсо - и она их воспроизводила, пока была сама полна жизни. Впоследствии, когда её силы иссякли, вейвы встали-таки на путь размножения при помощи людей: они могли быть отцами "обычным порядком", а также их очень выручала так называемая Томкиновская Сеть (полулегальная неправительственная система лабораторий искусственного размножения). Бывало, обращались и к кузнецам - отрубить вейву руку и хранить её в сундучке, ни в коем случае не открывая его и не заглядывая. Если же человек в силу присущего роду людскому любопытства всё-таки совал нос под крышку, народившийся там вейв мог навсегда остаться калекой, ослепнуть, погибнуть от действия солнечного света.

Всё это примеры вегетативного (бесполого) размножения - но параллельно ему в древнем мире существовал и развивался другой путь. Нет уверенности, правда, что в наших условиях можно говорить о "строгом" способе полового размножения, даже когда особь с выраженными женскими признаками вступает в сексуальный контакт с особью с выраженными мужскими признаками: начнёшь разбираться - окажется, что и здесь дистантные энергоинформационные взаимодействия играют роль не меньшую, чем перенос гаметами хромосом.

Неспроста же на "чёрных" не действуют никакие противозачаточные средства, кроме полного воздержания, а иной раз даже прикосновение может привести к зачатию. Другая сторона дела: белая женщина гарантированно излечивается от бесплодия, если её чёрный партнёр во время интима резко испугается (обычно в нужный момент кричат за стеной "пожар!") Нельзя упускать из виду и перинатальные модифицирующие воздействия - как информационного поля ближайшего окружения (о чём говорилось выше - близкого человека, семьи, дома, роя…), так и эманаций ЭИС-покровителя родителей или ребёнка.

Например, Алестра до сего дня сохраняла влияние на фертильность (плодовитость, способность к зачатию) всех видов, которые пребывали в зоне её влияния (поскольку регулировать численность обитателей топей - её прямая обязанность). Считалось даже (и не безосновательно), что женщине не следует разгуливать по краю болота (в местах, где залегают репродуктивные образования Алестры) и высматривать, что там торчит в "болотных окнах" - можно раз и навсегда сделаться бесплодной.

Во многих этносах рано или поздно выделились особи женского пола - такие существа, которые морфологически и поведенчески ориентированы на вынашивание, выхаживание, заботу о детёныше. Древнему миру представлялось принципиальным моментом в "женском имидже" именно выкармливание и устроение гнезда. И то сказать - снести яйцо либо как-то ещё вегетативно размножиться может между делом и мужчина, да и у ЭИС-покровителя можно выпросить какую-нибудь чудо-вещицу (яблоко, семечко цветка и т.п.), а ты попробуй потом высиди это яйцо, вырасти тюльпанчик с ребёнком в бутоне, воспитай дитё, народившееся от проглоченного яблока! Для этого надо быть женщиной - выносливой, терпеливой, ласковой, домовитой…

Само собой, женщины как таковые очень ценились, особенно у морских народов. Они появлялись там, в тех этносах и семьях, которые могли себе позволить это дивное диво, то есть славились защищённостью, изобилием, стабильностью, богатством - поэтому и само женское существо было символом всех этих благ, показателем престижа. Что-то вроде ювелирного изделия и редкостной птицы одновременно: недаром до сего времени профессиональные гетеры именуются в обиходе "золотыми птичками".

У морских князей в семьях рождались девочки, их баловали, лелеяли, обменивались ими с другими знатными фамилиями. Эти существа одновременно и внушали восторг, и умиляли, и смешили (как четвероногие любимцы), в том числе и потому, что были в равной мере подобием и родоначальниц, и их "штучных" детей - ибо могли и в человеческих занятиях участвовать, и производить на свет детей, и расточать нежность и заботу всем членам семьи.

А простые рыбаки, жившие в привычно-суровых условиях, без роскоши и излишеств, продолжали размножаться яйцами или частями тел при помощи "садков Великой Рыбы" (мифологический образ родительницы разнообразных морских существ).

О том, насколько смутны были тогда "народные" представления о женщинах, говорит такой исторический курьёз. Наши приснопоминаемые Артигемоны устроили в горах у берега моря культово-развлекательный центр под названием Тир Макулáта. Всей ойкумене было доподлинно известно, что коварные, всезнающие и насмешливые мисты (священнослужители) Тир Макулаты носят на голове причёски, символически изображающие женские половые органы (вот такие они, Артигемоны, отвязные ребята!) За это их, дескать, называют "полубритые". В соответствии с этим общеизвестным фактом мистов и изображали в спектаклях, в пантомимах: а именно - с волосами, собранными в два конуса ("с сиськами", то есть). Ни о каких других "специфически женских" органах труженики моря в те года понятия не имели.

Был ещё один способ размножения, принципиально важный, который очень много значил для хода истории ойкумены. Его плоды, можно сказать, мы пожинаем и доныне. Это так называемая кладка.

Самое правильное, наверное, будет сравнить кладку с неоплодотворённой икрой. Суть в том, что "материнское" существо порождает объект, который способен вести самостоятельное существование в течение неопределённого времени. Его "сердцевина" - это либо некоторое число "яйцеклеток" (структур, готовых стать оплодотворёнными яйцами, зародышами, как только произойдёт инициация), либо субстанция, способная порождать такие "потенциальные яйца". "Служебная часть кладки" (это функциональное разделение, не во всякой кладке можно потрогать это "отдельное вещество") обеспечивает яйцам не только сохранность, но и разностороннее взаимодействие с внешним миром. То есть это сложное устройство (как бы "прога" матери-ЭИС), которое доставляет к сердцевине не только энергию и питательные вещества по необходимости, но и информацию о том, какими должны стать детёныши, чтобы оптимально взаимодействовать с окружающей средой - то есть преформирует задатки, доставшиеся от матери.

В самом простом варианте это должен быть просто сигнал к началу развития: "снаружи можно жить!" Очевидно, что если "в поле зрения" кладки появляется живой объект с более-менее подходящими параметрами (и по умолчанию адаптированный к местным условиям, раз он тут уже живёт), то его визит можно рассматривать не только как инициирующий сигнал, но и как рекомендацию для кладки: "раз вот такое существо может здесь выжить - ориентируемся на эту форму!" То есть такой прохожий, инициирующий яйца к развитию, выступает как отец будущих детёнышей.

В практике ойкумены (известно множество таких историй) случайный путник, увидев горку яиц в укромном месте, всплескивает руками с возгласом - "ах какие яйца!" И тогда они начинают оживать. Весь фокус в том, чтобы импульс удивления и восхищения был достаточно мощным, что удаётся обычным людям не более раза в жизни, только по-первости, от неожиданности. Известен лишь один герой, который всякий раз искренне потрясался как будто впервые - ах, какие яйца!!! - Артигемон Мусá, он же Молóка, таким манером ставший отцом множества детей Великой Лягушки.

Наиболее сложно устроенные кладки не содержат готовых "икринок", а постепенно по мере надобности образуют их из начальной субстанции; эта же субстанция обеспечивает не только жизненные потребности развивающихся в яйцах, не только полную коммуникацию их между собой, но и контакт с "вылупившимися" особями - чтобы они "мониторили" ситуацию, доставляя кладке сведения, как следует преадаптировать новых детёнышей. Такая система во многом напоминает устройство роя.

Яйца не обязательно должны лежать грудой, бывает, что их разделяют и уносят, а некоторые яйца и возникают как одиночные. Выглядят они очень по-разному, иные инициированные яйца (то есть уже с живым существом внутри) способны на всяческие проказы - в том числе перемещаться самостоятельно и менять внешний облик яйца. Всё это пёстрое разнообразие привело к тому, что на определённом историческом этапе обзавестись ребёнком мог в принципе каждый желающий (в реальной жизни бывало, что и не желающий получал эту "нагрузку" волею судеб, или же наоборот: желающий упорно и истово обретал яйцо после долгих поисков и стараний).

Однако, никакой из путей репродукции не стал единственно возможным, даже путь подобный здешнему земному (с морфофункциональным делением на два пола и два вида гамет) остался лишь одной из альтернатив, хотя и самой заметной на последнем этапе - тем более что иные способы "маскировались" под этот как под легитимный, "правильный", "цивильный".

Складывается впечатление, что постепенно, с изменением "энергетики континуума", как переход для каждого вида от одного способа воспроизводства к другому, так и превращение особи одного пола в особь другого, становились всё более затруднительными. Это вполне коррелирует с уменьшением "текучести плоти" в среднем по ойкумене: всё меньше становилось тех, кто умел и смел менять облик, в том числе изменять свой пол. Но сама принципиальная возможность сохранилась и до наших дней. С разумностью, кстати, дело обстоит точно так же: по сию пору сохраняется некоторая вариабельность в пределах вида и в границах жизни особи (хоть и далеки те времена, когда Старшие возводили целые виды из животного состояния в человеческое).

******************************

Продолжение следует

Флора-фауна-народы, Старшие ЭИС, Глобы и локсы, Репродукция-интим-услада, Артигемоны, Общая история, Мать Алестра, Дети и мир

Previous post Next post
Up