Владимир Курганов родился в потомственной священнической семье в с. Говорово (Саранской области) 1/14 января 1894 года. Закончив приходскую школу, затем духовную семинарию в Пензе, он попадает на историко-философский факультет в Варшаве. Благодаря своему духовнику о.Константину Коронину, он в Твери знакомится с ректором архимандритом Вениамином (Федченко), который сыграет большую роль в его духовной жизни. Война 1914 года, короткое пребывание на фронте и продолжение учебы в Москве. Благодаря о.Вениамину он присутствует на Первом Всероссийском соборе в 1917 году, где имеет возможность ежедневно слушать выступления архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), который впоследствии сыграет исключительную роль в его избрании иноческой стези. Не случайно, именно тогда он решает «уйти из мирского света» и направляется в Оптину пустынь. Но, юному, еще не созревшему для отшельнического подвига Володе, Господь судил искусить еще много искушений. Гражданская война… Родное Говорово, Полтава, Москва - он в рядах Белой армии… Под Киевом - тяжелое ранение в грудь навылет, тиф, Крым и эвакуация с армией Врангеля в Константинополь, где он работает в военном госпитале, и прислуживает при богослужениях в русской посольской церкви.
Здесь судьба его неразрывно связывает с митрополитом Киевским и Галицким Антонием, который посвятив его в иподиаконы, рекомендует ему переехать с остальными изгнанниками в Сербию.
Благочестивый юноша Владимир попадает в монастырь Петковицу, опять к своему духовнику епископу Вениамину в его «русскую» обитель и 22 марта-4 апреля 1923 года принимает иноческий постриг с именем Амвросий. Насколько митрополит Антоний, тонкий знаток юношеских душ, сразу оценил духовный потенциал инока Амвросия, свидетельствует факт, что он специально прибыл в Петковицу рукоположить Амвросия в иеродиаконы в июле того же года. Этот год особо знаменателен в жизни отца Амвросия: 14-27 октября архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) рукополагает его во иеромонахи. Так началось, к сожалению очень краткое, всего десятилетние, служение инока Амвросия Господу и людям. По благословению митрополита Антония он два года проводит в Болгарии восстанавливая русский монастырь близ города Ямбол, а по совету того же владыки Антония 24 января - 4 февраля 1926 года принимает игуменство в древнем сербском монастыре Мильково, в 120 километрах от духовного центра русского Зарубежья - Белграда.
Монастырь куда прибыл о.Амросий с несколькими послушниками был в крайнем запустении. И вот свершилось чудо: подвигом и трудами юного игумена уже через год собралось русско-сербское братство человек тридцать, наладилось монастырское хозяйство, начались уставные благолепные богослужения и Мильково стало настоящим духовным очагом.
По свидетельству многих его духовных чад, Авва Амвросий всех покорял и наставлял своей всепрощающей любовию, своим подвижническим подвигом и отеческим всепрощением. Он, несмотря на тяжкий недуг (незалеченая рана привела к туберкулёзу легких) сам нёс целый ряд послушаний: богослужения, клиросное пение, обучение иноков иконописному мастерству, постоянное присутствие при работе своих собратий и попутные мудрые поучения. По свидетельству Аввы Фаддея, он всё прощал, кроме осуждения собрата! Иеромонах Феофан (Шишманов) рассказывал (в присутствии автора этих строк), что как-то плохо отозвался о каком-то послушнике. Авва избегал давать ему в тот день благословение, но, поскольку это было не первый раз, наказал Феофана 50-ю земными поклонами, сказав что он их будет «бить» сам вместо провинившегося! «Бьёт он поклоны, бью и я рядом с ним и оба плачем!» заканчивал свой рассказ будущий архимандрит в США Феофан.
Великий, но тайный подвижник не щадил себя, скрывая от всех свой недуг и не избегал никакой работы (на пример при сооружении русской бани). Его пример, его поучения, привлекали не только будущих иноков, но и паломников из всех мест, где находились русские беженцы. Посещали эту обитель и митрополит Антоний, епископы Тихон и Николай, архиепископ Курский Феофан с чудотворной Знамения Курской иконой Божией Матери…
Такое истовое служение всей братии привлекало и местных жителей, так что некоторые богослужения приходилось служить не в малом храме, а в монастырской ограде…
За семь лет своей игуменской жизни в Мильково, Авва Амвросий привлёк и наставил огромное число юношей жаждущих духовного наставления. В Мильково приняли постриг: Святитель Иоанн (Максимович) архиепископ Шанхайский, будущие владыки: Антоний (Сенькевич) Лос-Анжелосский, Антоний (Медведев) Сан-Францисский, архимандрит Киприан (Керн) профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Здесь первые наставления получили и епископ Женевский Леонтий и архиепископ Западно-Европейский Антоний (Бартошевичи), архимандриты Феофан (Шишманов), Никандр (Беляков), Зосима (Валяев), наследник Аввы игумен Лука (Родионов), знаток древне-русского пения Иван (Филипп) Гарднер и многие другие. Русская молодежь неоднократно совершала паломничества в Мильково, где, несмотря на огромные труды настоятельства, архимандрит Амвросий всегда находил время для наставительных собеседований и поучений. Но, он был очень строг к тем, кто приезжал в монастырь как «на пикник», то есть купаться в Мораве, не посещая богослужения. Таких он приказывал удалить из обители…
Сохранилось высказывание митрополита Антония, что по духу самыми близкими для него являются отец Иоанн (Максимович) и архимандрит Амвросий.
Но, огромные напряжения, нежелание щадить себя и лечиться, следить за своим здоровьем, подорвали силы Аввы Амвросия. В начале 1933 года он простудился в холодном храме и у него опять пошла кровь горлом. Но, он, ясно сознавая своё положение, согласился провести в болнице в Белграде всего месяц и отпросился обратно в своё Мильково к своей собратии. Уже в начале Великого поста он не мог читать канон Святого Андрея Критского, из последних сил отслужил свою последнюю Литургию в Неделю Православия и слёг в постель.
В мае ему стало совсем плохо и все поняли, что приближается конец его земной жизни. Попрощавшись с каждым из своей братии, приняв великую схиму, он тихо отошел ко Господу вечером 17 - 30 мая 1933 года.
Отпевание совершал сам митрополит Антоний со сонмом духовенства. Похоронен великий Авва у монастырской стены за алтарём и своми молитвами охраняет и ныне свою обитель, ставшую в 1956 году женским монастырём.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/06/DSCN41651.jpg)
Схиархимандрит Амвросий (Курганов) похоронен в порте монастыря. Над надгобием из белого мрамора возвышается русский крест, а под ним на медальоне из белого фаянса - фотография в обрамлении позолоченных пальмовых ветвей. Под фотографией выбита цитата из Евангелия: «Я живу и вы будете жить» (Иоанн 14;19) на сербском языке.
Затем, на сербском же языке написано: «Здесь почиют земные останки схиархимандрита Амвросия (Курганова), жил 40 лет, основатель сербско-русской киновии, который почил 17.V. 1933. Жертвенная любовь и преподобная скромность украшали этого верного слугу Христа и примерного монаха. Памятник ему поставили сербы и русские, которые сами убедились, что отец Амвросий «для всех был всем во имя спасения каждого».
Источник:
http://www.pravmir.ru/v-serbii-otmetili-80-letie-so-dnya-smerti-sxiarximandrita-amvrosiya-kurganova/