Не знаю, в каком режиме сейчас существует ресторан Казанского вокзала, но весной его интерьеры можно было разглядеть сквозь стеклянные двери. И даже кое-что поснимать.
Этот барочный зал с тяжёлой лепниной, картушами и завитками с одной стороны, напоминает о расстреллиевских временах, с другой - предвосхищает сталинский триумфальный стиль начала 1950-х, когда советские архитекторы стали обращаться и к барочным формам: самые яркие примеры - станции метро «Арбатская» Полякова и находящаяся рядом с тремя вокзалами «Комсомольская» Щусева.
Как известно, Щусев руководил и строительством Казанского вокзала. Именно он спроектировал зал ресторана, а расписывать его должны были художники-мирискусники - Зинаида Серебрякова, Александр Бенуа, Евгений Лансере и даже Николай Рерих. Однако случилась революция, вокзал к тому моменту не достроили, и завершали интерьер ресторана уже в 1930-е гг. Оформление поручили всё тому же Е.Е. Лансере. В те годы его дядя, А.Н. Бенуа, жил во Франции, его сестра, З.Е. Серебрякова, тоже, и Лансере оказался одним из немногих мирискуссников, которые продолжали работу в СССР.
Художник получил для своей работы уже готовую архитектурную основу и должен был планировать оформление интерьера в зависимости от тех декоративных элементов, которые уже существовали до того: лепная сложная и обильная орнаментика на стенах и потолке и необычайно резкая раскраска всего зала.
Е.Е. Лансере. Оформление ресторана Казанского вокзала в Москве. Панно "Единение народов"
Сложные скульптурные орнаменты включали в себя разнообразные завитки аканта, вазоны с плодами и мелкую сетку вьющегося растительного и цветочного узора. Основные массы орнамента расположены на потолке, а низ в то же время оставлен почти свободным от декора. Среди всего этого тяжеловесного орнамента для заполнения живописью были оставлены медальоны и прорывы со сложным и разнообразным по очертаниям обрамлением.
Цвет орнаментов белый, а фон был выбран голубовато-серый с лиловым оттенком. Оконные впадины выделены палевым, а панель по низу стен - оливково-зелёная. Такое сочетание цветов советские искусствоведы называли «лубочным», и оно, конечно, сильно стесняло работу живописца. Лансере пришлось вписывать свои картины в уже имевшуюся цветовую гамму и совершенно нестандартные по формам плафоны, что было особенно трудно, учитывая тематику нового оформления: многофигурные и пафосные композиции в лучших традициях соцреализма.
Общая тема, объединяющая композиции - это мысль о том, что железнодорожное сообщение способствует связи между народами всего Союза. Каждая картина показывает в общих чертах характеристику жизни и труда народов Азии («к новой жизни»), Сибири («пушнина»), Поволжья («колхозы и промышленность»), Узбекистана («она снимает паранджу»), Казахстана («животноводство»), Крыма («здравница СССР»), Украины, Мурмана, Северного края («богатства лесные») и, конечно, Москвы, которая переживает строительный бум. Вся тема завершается и увязывается в единое целое плафоном, который так и называется «Единение народов СССР» (см. первую картинку поста).
Е.Е. Лансере. Панно "Края Сибири" и "Узбекистан"
Панно "Крым - здравница СССР"
Лансере критиковали за то, что тот «слишком широко поставил тему». В перечень народностей следовало бы включить только те, которые непосредственно связаны Казанским направлением (в первую очередь - Поволжье и Сибирь). Во-вторых, смущали подписи. «Как, неужели наш советский север богат единственно только лесом?» - вопрошали критики. Хотя в оправдание художнику приводили «неимоверно быстрые» темпы развития «нашей социалистической родины»: «Вчера ещё на севере почти только рубили лес, а сегодня оказывается, там апатиты» - писали в журнале «Строительство Москвы».
Среди других недостатков также отмечали некую тяжеловесность и обращение к наследию итальянской монументальной живописи XVI-XVII вв. Однако, в плафоне «Москва строится» и в самолетах «Единения народов» чувствовалось что-то более близкое эпохе 1930-х гг. с её техницизмом, что было оценено соответствующе: «перед художником уже открыт свободный путь своего самобытного творчества». Лансере на тот момент было 59 лет.
Е.Е. Лансере. Панно "Москва строится"
Помимо героического пафоса и присутствия техники, среди достоинств работы были отмечены цветовое решение и ритмическая игра в композиции. Последняя достигалась при помощи нарисованных тканей, развивающихся знамён, натюрмортов и лозунговых лент - всё это связывает части композиции в единое целое. А среди этого торжества светятся соцреалистичной радостью лица счастливых обитателей страны Советов.
Ссылки:
(онлайн)
Дореволюционные эскизы росписи ресторана Казанского вокзалаСтроительство Казанского вокзала в гравюрах Фалилеева и Тамонькина Н.Я. Тамонькин. Казанский вокзал. Интерьер ресторана. 1950(оффлайн)
Щекотов Н.М. Декоративная живопись на Казанском вокзале // Строительство Москвы. 1934. № 7