Помимо классицизма вторым позаимствованным крымскими домовладельцами стилем стал ориентализм - искусственный "мусульманский" или "азиатский" стиль, который напоминал о Крымском ханстве и вообще о местной специфике, ведь когда Крым стал русским, 90 % населения составляли мусульмане. Поэтому восточный колорит ещё в начале XIX в. стал необычайно популярен в среде русской аристократии в Крыму. Современники описывали, что по дороге из Ялты в Алупку стояли многочисленные дворцы в "азиатском вкусе", трубы которых были похожи на минареты.
Даже самое известное сооружение Крыма первой половины XIX в. - Алупкинский дворец Воронцова - тоже было построено в восточном стиле, хотя больше ориентировалось на европейские трактовки азиатской (прежде всего - индийской) архитектуры, а не на местные прототипы.
В Симеизе в восточном стиле построена "визитная карточка" посёлка - известная по этикетке белого крымского портвейна вилла "Мечта". Она очень удачно рсположена на возвышенности на изгибе главной улицы, поэтому красивые виды на эту усадьбу в всоточном духе открываются как вблизи нее, так и из самого центра современного Симеиза. Возле виллы сразу после строительства были посажены кипарисы, которые по задумке архитектора предназначались для обрамления главного входа в здание и подчеркивать его силуэт.
Восточные элементы сразу бросаются в глаза: прежде всего, это купол, килевидные окна и фестончатое (с закругленными зубцами) завершение крыши. Стены украшает лепнина с изображением неоднократно повторяющейся арабской надписи: «Нет победителя кроме Аллаха». Вся композиция стягивается к трёхэтажной узкой башенке, с которой открывается великолепный вид на горы и море. Башня непременно вызывает ассоциации с минаретом, поэтому у местных жителей и частых гостей "Мечта" фигурирует как "мечеть".
На фотографиях видно, что частично руинированная сейчас вилла потеряла часть своего ажурного декора. Осыпаются оконные переплёты "бойниц" башни, постепенно исчезает основное украшение "Мечты" - богатое резное деревянное убранство оконных проемов.
Несмотря на свою известность и красоту, "Мечта", как я понимаю, продолжает пребывать в плачевном состоянии, а про ее историю ничего не изестно, если не считать факта, что в советское время здесь располагался корпус № 1 противотуберкулезного санатория «Красный мак». Правда, есть сведения, что этот участок в декабре 1913 г. был куплен у некого И. В. Шеншина некой А. М. Керковой. Есть только косвенные упоминания о строительстве на этом участке дачи. К моменту национализации она была не достроена. Согласно данным о состоянии жилфонда курорта Симеиз на 1923 г. эта дача называлась Мечта, насчитывала 15 комнат и требовала достройки. По другим имеющимся данным, владельцем дачи был директор польского банка Вацлав Вылежинский, который расстался с ней сразу после революции.
Другая дача в восточном стиле построена уже упомянутым в предыдущем посте Николаем Петровичем Красновым. В 1895-1897 гг. Краснов был занят строительством дворца Дюльбер. Заказчиком был великий князь Петр Николаевич - путешественник и художник-любитель, увлечённый культурой народов Ближнего Востока, Египта и Магриба. Он сам сделал несколько эскизов будущего дворца, в силуэте которого доминировали три восточных ребристых купола. Как своего рода вариацию Дюльбера в Симеизе Н.П. Краснов возвёл дачу "Селям". Участок под строительство в 1910 г. купил коннозаводчик Константин Павлович Коробьин и в том же году передал его своей жене Екатерине Леонидовне.
Благодаря восточному колориту дача Е.Л. Коробьиной получила название "Селям". Главный дом включал 30 комнат, часть из них использовалась для жилья владельцев, а остальные круглый год сдавались в наем со столом помесячно и посуточно.
Теперь, к сожалению, пышная парковая растительность затрудняет целостное восприятие всего ансамбля виллы, лишь купола и зубчатые завершения башен возвышаются над зеленью крон. С другой стороны, в архитектурном убранстве дачи Коробьиной изначально не было многодельных восточных орнаментов и пёстрых украшений. Гладкие стены, доминировавшие в облике постройки, прорезают стильно прорисованные окна восточного типа, а зубцы-фестоны, красиво оформляют кровлю.
Синтез европейской и азиатской архитектурных традиций тоже нашёл отражение в Симеизе. Вилла "Миро-Маре" прекрасно сочетает в себе запад и восток. Смотришь на нее издалека, и в глаза бросается восточная легкость, подчеркнутая килевиными арками и ажурной орнаментикой. Подходишь ближе и начинаешь замечать готику, и вот уже кажется, что "Миро-Маре" это уменьшенная копия Палаццо Дукале, Дворца дожей, в Венеции. Проёмы уже не килевидные, а, скорее, стрельчатые, ажурность не восточная, а готическая. Одним словом, самый настоящий романтизм, смесь готики и востока, которую часто можно найти среди средневековых построек юга Испании и Португалии - той части Европы, где несколько веков обитали мавры. И даже позднейшее художественное творчество не было свободно от их наследия.
Когда-то вилла «Миро-Маре», построенная в 1911 году по проекту архитектора Щекотова для М.В. Станкевич, была центром культурной жизни старого Симеиза: собиралась публика, не чуждая творчества, музицировал Рахманинов. Сейчас - это обветшалый корпус № 3 санатория им. Семашко, который сложно рассмотреть среди растительности и других корпусов лечебницы.
Романтические интерпретации исторических стилей в духе "Миро-Маре" часто стречаются в Симеизе, и конечно, были характерны для своего времени. О них - в следующей части нашей серии.