Тверь. Часть XXV. Немного зимы, немного архитектуры, немного воспоминаний.

Dec 06, 2023 14:56


Да, опять зима, что, собственно, 5 декабря и неудивительно. Я снова иду с работы пешком, ибо толкаться в пробках никаких нервов не хватает. И, разумеется, чтобы не было скучно фотографирую на верный утюг кривыми руками.

Сегодня маршрут несколько альтернативный. Я пошёл по Советской, а на площади Михаила Тверского свернул на улицу Вольного Новгорода, достал утюг и... сфотографировал дом на углу улицы Рыбацкой и Андрея Дементьева, для чего пришлось отклониться от маршрута метров на 50.



Дом №1/48 по улице Рыбацкой.





Вид на площадь Михаила Тверского с улицы Андрея Дементьева.

Но вот я вернулся на улицу Вольного Новгорода и пошёл по знакомым местам.



Дом №17 по улице Советской.

Примечательный дом. Занимает весь угол квартала и вмещает в себя много чего: от популярного и довольно прихипстенутого кафе «Манилов» до Военной прокуратуры Тверского гарнизона. Кому интересны подробности, прошу сюда.



Дом №19 по улице Вольного Новгорода. Прекрасный пример современной стилизации - дом построен в 2008 году.



Дом №17 по улице Вольного Новгорода - гнездилище культовых точек общепита ещё с советских времён. Какое мороженое было в кафе "Сказка" в 80-е... Эх!



Дом №15 по улице Вольного Новгорода. Гнездилище кафе "Таун" - культового среди хипстеров города заведения. Они его сравнивают с пабом "Дырявый котёл" из Гарри Поттера. Но кофе в заведении хороший.



Дом №9 по улице Вольного Новгорода или «Дом причта Рождественской церкви в Рыбаках». Примечателен, кроме всего прочего, тем, что в Советское время был единственным частным особняком в городе, ибо принадлежал художнику. Весь.

А вот тут я свернул во двор, чтобы запечатлеть главную жемчужину улицы Вольного Новгорода, её светильник под спудом и сокрытое сокровище - церковь Рождества Христова в Рыбаках - одно из немногих зданий города, пережившее Великий Пожар 1763 года. В регулярную планировку Казакова и Никитина Рыбацкая слобода не вписалась и слободской храм оказался во дворах.

Церковь предстала мне в мистическом ореоле света фитоламп, льющихся из окон соседнего дома - рассада никогда не спит...













Обойдя церковь по кругу, я, находясь ещё под впечатлением от мистического зрелища, выбрался на улицу и был облаян сначала болонкой, а потом и её хозяйкой. Прав был сэр Артур Конан Дойль: «Остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно».



Улица Вольного Новгорода. Вид в сторону площади Михаила Тверского.



А это в сторону Тверского проспекта.



Дом №5 по улице Вольного Новгорода.



Он же.



Дом №10.



Дом №3. Автор проекта - архитектор и реставратор Курочкин хотел доказать, urbi et orbi что умеет в модерн и, КМК, доказал. Правда, заказчик в приступе экономии фасад порядком испортил, впендюрив вентфасад вместо штукатурки и мозаики. Дом стоит на месте снесённого "Еврейского барака"(он же "Дом Янкельзона"), где, помимо прочих известных личностей известной национальности, жил знаменитый адвокат Генрих Падва.



Дом №1. Хороший образец советского неоклассицизма. Вообще в Калинине в 40-е - 50-е работала целая плеяда талантливых архитекторов, что городу пошло только на пользу.

И вот я вышел на Тверской проспект у Нового моста.





И пошёл через Волгу.



Набережная Степана Разина с Нового моста.

На подходе к левому берегу мне подумалось, что не худо было бы описать небольшой крюк на Речной вокзал. Сказано-сделано.



Моя Alma mater - корпус "Ц" (Центральный) Тверского политехнического института, а ныне Тверского государственного технического университета. Надеюсь, он так и останется в народе Политехом. А в этом корпусе располагается Инженерно-строительный факультет, который я и закончил, страшно подумать, четверть века назад. А ведь, как вчера, было...

Небольшая байка. Помню, курсе на третьем, нас привлекли к общественнополезному труду - выгребать снег и скалывать лёд. Ну студенты-строители ведь не могли это просто так оставить. В результате с асфальта с величайшим бережением была снята плоская пластина льда, размерами 2 х 1.5 м, м водружена стоймя в сугроб напротив главного крыльца. На льдине мы начертали профиль В. И. Ленина и надпись, стилизованную под почерк вождя мирового пролетариата: «Из всех искусств для нас важнейшим является ПГС (Промышленное и гражданское строительство)». Сугроб же, послуживший постаментом, оквадратили и на нём вылепили из снега бутылку, стакан и селёдку. Не знаю почему наша инсталляция вызвала такую неадекватную реакцию у деканата и ректората...

Я прошёл ещё несколько шагов и очутился перед Успенским собором Отроч монастыря.



Успенский собор Отроч монастыря.

Здание весьма примечательное. Во-первых, оно единственное уцелело из всего архитектурного ансамбля монастыря. Во-вторых, собор пережил Великий пожар 1763 года, и, в третьих, городская легенда гласит, что именно в подвалах этого храма Малюта Скуратов задушил митрополита Московского и Всея Руси Филиппа (Колычева). Да-да, того самого.

В принципе, у этой легенды есть основания. Митрополит Филипп содержался подд стражей именно в Отроч монастыре и там был задушен по приказу Малюты Скуратова. Так как Малюта в то время находился в Твери лично, не исключён вариант, что он и собственноручно лишил жизни строптивого архиерея - это в его стиле. Господин Скуратов-Бельский был беспощаден к врагам рейха врагам царя Иоанна Васильевича Грозного или к тем, кого считал таковыми. Грязной работы он тоже не боялся. Бога и чёрта - тоже. Разве только своего обожаемого сюзерена опасался.

И на счёт подвалов тоже есть аргументы «за». Нынешнее здание построено в 1721 - 1722 годах в стиле Нарышкинского барокко, но на старых фундаментах. При этом сохранились документы, гласящие, что часть подвалов была засыпана. Вот такие дела.

В 1723 году знаменитые иконописцы Андрей Меркулов Поспелов и Филиппом Артемьев Протопопов расписали собор. В 1799-1800 годах росписи были дополнены тверским иконописцем Матвеем Емельяновичем Челповским. А в 2010 году эти фрески были уничтожены по инициативе тогдашнего настоятеля Успенского собора игумена Петра (Танашкина) и с благословения епархиальных властей. Более того, попьё - другого определения для этих у меня нет, подтёрлось предписанием прокуратуры, и им это сошло с рук.

Вот такими были эти росписи (фотографии взяты с портала «Тверские своды»):































А теперь в древнем соборе современненько, модненько, молодёжненько, няшненько, метросексуальненько и лгбтшненько (фотографии взяты с портала «Тверские своды»):







Насладились? Вот и я тоже. Мату в горле тесно. А ведь уничтоженные фрески реставрировались в 1980-х и находились в неплохом состоянии.

Но хватит о грустном. Вернёмся к зиме, свежему снегу и моим фотографиям.









Слава Богу, до внешнего облика собора шаловливые ручки варваров в рясах не добрались. Надеюсь и не доберутся. А ещё лучше, чтобы их вообще обломали по самые уши.

Я отвернулся от храма и совершил маленькое открытие.



Памятник преподобному Нилу Столобенскому.

Так вот куда делся от Путевого дворца памятник преподобному Нилу Столобенскому, которого постоянно путали с Нестором-летописцем. Он, оказывается, теперь возле моей alma mater стоит. Ну-с, посмотрим, какую традицию инженерная молодь придумает - бутылку водки вождю мирового пролетариата, что стоит недалеко от корпуса «ХТ» приделывают регулярно...

Усмехнувшись этим мыслям, я спустился к Волге на причал Речного вокзала.



Новый мост.



Набережная Степана Разина.



Она же с увеличением. Видны главки церкви Рождества Христова в Рыбаках.

Я дошёл до стрелки Волги и Тверцы. Сквозь снег просматривалась Екатерининская церковь - одна из моих любимых.



Екатерининская церковь.



Она же.

Взглянул налево - снег облеплял мост инженера Петра Богомолова.



Мост имени Петра Богомолова или Старый Тверецкий.

Я немного постоял и пошёл назад. Юность не отпускала - мне встретилась плакучая ива, под сенью которой во студенчестве было выпито немало пива и прогуляно немало пар.



Вот она.



Это тоже она.



И это.



Центральная аллея сквера на Речном вокзале и моя alma mater.

А я пошёл дальше.



Интересный вид на Спасо-Преображенский собор.



Классический для меня сюжет.



Ёлки в сквере Афанасия Никитина.



Покрытая снегом главная клумба сквера.



Главная аллея.



Вид сквозь деревья на правый берег Волги.

Дойдя до памятника Афанасию Никитину, я поднялся наверх.





У меня в планах было пофотографировать церковь Трёх Исповедников. Что я и сделал.



Церковь Трёх Исповедников.Церковь Трёх Исповедников.



Южный фасад.



Немного иной ракурс.

Конечно же я не мог не сфотографировать творения Львова не князя - уж очень мне нравится творчество этого архитектора.



Дом №36 по набережной Афанасия Никитина.



Дом №44 по набережной Афанасия Никитина.

Перешёл дорогу и двинулся противосулонь вокруг церкви.



Северный фасад.



Сквозь деревья.





Западный фасад.

Не мог я не запечатлеть памятник гвардии генерал-лейтенанту С. Ф. Ниловскому - первому начальнику НИИ-2 Министерства обороны.



Памятник генерал-лейтенанту С. Ф. Ниловскому, увы, залепленный снегом до полной неразличимости.



Сквер С. Ф. Ниловского.

Ну а я вернулся на набережную и пошёл домой.



Старый мост.



Сквер дружбы народов на площади Мира,



Памятник защитникам правопорядка возле здания Областного УМВД. В народе "Положь птичку!".

Вот и всё на сегодня.

6. Стиль АМПИР, 9.1 - "неоклассицизм", 2. "Нарышкинское" Барокко, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Современная стилизация, Мосты и акведуки, 1.6 - Архитектура Московского царства, 3. Стиль БАРОККО, Живопись, Тверь

Previous post Next post
Up