Лишь в 1917 году село Кимры получило статус города. Старинный купеческий городок на Верхней Волге, стоящий у границы Тверской и Московской областей. Находится на берегу реки Волги, в месте, где в неё впадает небольшая река Кимрка. Не трудно догадаться, что жители Кимр успешно занимались рыбной ловлей, бурлачеством, развивали хлебную торговлю и судоходство. А знаете ли вы, что подлинную славу селу принесли сапожники? В петровские времена подряды на поставку десяток тысяч пар сапог для армии обеспечили обувному ремеслу кимряков бурный рост. Сам Пётр I носил их сапоги. Смело можно сказать, что Кимры обували всю Россию. Но оставим сапоги солдатам и офицерам, дамские туфельки кокеткам и модницам, надеваем вечные и неубиваемые ботинки для пыльных дорог и долгих прогулок, наша обувь - кэжуал стиль. Вперёд, любоваться красотой! А она здесь есть.
Кимры славятся своим уникальным деревянным модерном. Этот стиль проник в российскую провинцию, где прижился и стал одним из любимых стилей дворянства, купечества и богатого крестьянства. Российское купечество избирает модерн, не желая жить в домах, повторяющих видом крестьянские избы, или, к примеру, дворянские ампирные дворцы. Провинциальным купцам и богатому крестьянству понравились замысловатые изогнутые линии, напоминающие лианы растений, и они предпочли следовать моде и не отставать от столиц. Новое слово в архитектуре - чередование объемов, асимметрия, отход от императива прямых линий. Модерн в Кимрах следует разделить на две ветви: дореволюционный и советский. До революции Кимры, как и все, шли в ногу со временем и стилем, вся провинция, можно сказать, «болела» модерном и строила его и в дереве и в камне. Со временем стиль был переработан, имел не чистые особенности и элементы. Архитекторы перерабатывали его следуя вкусам и предпочтениям заказчика.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Просим таксиста высадить нас на пересечении Русакова и Московской улиц возле первого понравившегося домика, откуда начинаем наш пеший променад.
Жёлтый, солнечный, с большущей подковой на счастье.
Дом Гладкова - яркий пример фасадной композиции типичного кимрского дома.(1920-е годы)
До революции в городе складывается основной тип деревянного, кимрского частного дома, на основе которого потом будет базироваться уже советский модерн, который мы видим на фото выше.
А особенность его такая: фасад дома разделялся на несимметричную композицию, основной объём(сруб) помещался вглубь красной линии улицы, а пристрой-терраса наоборот выходил вперёд. Чаще всего фасад дома имеет 4 окна. В террасе помещался парадный вход с роскошными модерновыми или эклектичными дверями, которые никогда не повторялись. Над входом либо выступал эркер, держащийся на столбах, либо наоборот сравнивающийся с основным полем стены. Этот объём, увенчивался либо небольшой башенкой, либо шатром. В пристрое находилась парадная лестница, ведущая на первый этаж.
Кимряки выносили все хозяйственные помещения в цокольный этаж, тем самым освобождая жилую часть от лишней суеты и загромождённости. Крыша же основного дома (сруба) чаще всего завершалась стрельчатым щипцом, невольно уводящим в мотивы северной архитектуры, который увенчивался точёным либо гранёным шпилем. На фронтоне этого щипца было небольшое слуховое окно разных форм и размеров и свисающий декоративный, резной элемент. С бокового фасада, на скате крыши, чаще всего выходила либо, люкарна украшенная роскошным расстекловочным окном, либо обычное слуховое окно. Под люкарной располагался чёрный, не парадный вход, с лестницей в цокольный этаж, предназначавшийся для прислуги и загрузки продуктов в погреба.
Ещё один дом по той же улице
В плане дом был квадратом и представлял собой следующее: поперёк дома шёл узкий коридор, который отделял парадную часть дома от личной, тем самым показывая гостю, что заглядывать в его левые двери не желательно, окна гостиной всегда выходили на главный фасад, основная жилая часть, со спальнями и детскими располагались в глубине (за коридором) и окна их выходили во двор. Кухня всегда располагалась в дальнем углу. Обувная мастерская, комнаты для прислуги, ледник и погреб, находились в цокольном полуэтаже, в нём же имелся дровник и печь, которая отапливала весь дом.
Башенка над парадным входом несла исключительно декоративную функцию, в ней имелась либо дополнительная кладовая, либо терраса для сушки овощей летом, либо окно в башенке выполняло функцию светового фонаря для парадной лестницы. (описание дома из краеведческих очерков Галины и Юрия Крюковых)
Тихая, безлюдная провинциальная улочка. А когда-то Московская была широкой и длинной улицей, теперь здесь осталось лишь несколько десятков домов. Деревянные дома на этой улице в начале 20-х годов прошлого века строили представители советской буржуазии - нэпманы. Вот значит оно какое - скромное обаяние буржуазии.
Время шло, дома сменяли владельцев вольно и невольно, всякое в жизни было, но некоторые из теремов до сих пор помнят своих прежних хозяев. Такие дома и зовутся по именам. Мы их отыскали и расскажем о таких домах особо.
«А во лбу звезда горит» - оригинальный кронштейн под флаг
Дом Е. Смирнова
Построен этот большой добротный дом примерно в 1928 году. По одной из версий хозяева даже не успели его достроить, были репрессированы. Фасад имеет чудесный деревянный декор - по фризу идёт узор из яблок, на одной из стен панно - чаша с фруктами.
Богато украшенная резьбой оригинальная дверь
А вот эта деталь подарила дому ещё одно название.
Дом называют «дом-фавн» из-за закруглённых козлиных рожек в декоре.
Рядом стоит особняк Хамковой
Построен дом в 1926 году. Двухэтажный, с балкончиком, большими полуциркулярными окнами, контрастными наличниками и кронштейнами. Дом находится в хорошем состоянии, ему скоро исполнится 100 лет.
На некоторых домах сохранились не только резьба, но и красивые водостоки
Окошко с резными наличниками
Ну, тут я прошу прощения у хозяев, машину я им перекрасила. Красное авто под бордовым забором действовало мне на нервы. Яркий лайм смотрится куда лучше. И кто посмеет мне сказать, что таких машин не бывает? Очень жизнерадостная картинка получилась.
Двигаемся дальше. Что ни дом, то шедевр.
Это уже улица Орджоникидзе. Дом М.А. Рыбакова
«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Не в нашем случае. Хозяин дома был и сапожником, и бухгалтером, и писателем, оставившим потомкам несколько книг о быте, традициях и красоте Кимрского края.
Дом сапожника Ускова
Хороший, видимо, был сапожник, коли имя его осталось в истории. Хотя и всяких проходимцев история помнит. Был один такой и в Кимрах, по фамилии Тихомиров. Угораздило его поставить в российскую армию сапоги с картонными подошвами в 1915 году. Хотели его за такое мошенничество судить, да он, не дождавшись суда, приказал долго жить.
Один из наиболее популярных домов города, и просто украшение улицы. Построен в 1926 году. Скоро будет отмечать 100-летний юбилей. Его адрес: улица Орджоникидзе, 24
Заворачиваем за угол
Храм Вознесения Господня
Построен в 1813 году на месте стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Колокольня и трапезная выстроены были в 1829 году. Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами.
В середине 1942 года помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Помимо складов в церкви была оборудована трансформаторная подстанция городских теплоэнергосетей. Но сейчас с церковью, как видите, всё хорошо.
Архитектурный стиль - классицизм. Храм выстроен из кирпича, оштукатурен, детали декора выполнены из белого камня. Имеет апсиду, трапезную, два придела. Четырёхъярусная стройная колокольня увенчана барабанчиком с главкой. Красивый стройный ансамбль виден издалека, и является доминантой Заречья. По названию церкви со временем всё заречье стало называться Вознесенской стороной.
Продолжение следует...