Наземная ветка московского метро могла пройти через Красную площадь вдоль Кремлевской стены. Памятник Минину и Пожарскому еще стоит на своем законном месте перед Торговыми рядами (ГУМом). К храму Василия Блаженного памятник перенесли в советское время, чтобы не мешал парадам и демонстрациям.
Первые станции московского метро появились в середине 1930-х годов. Но строительство метрополитена в Москве могло начаться значительно раньше, если бы этим планам не помешали Первая мировая война, революция и Гражданская война.
Уже с конца девятнадцатого столетия Московская Дума вынашивала планы строительства метро в городе, а в 1900 году, когда первую ветку метро торжественно открывали в Париже, туда были командированы русские инженеры, чтобы перенимать опыт.
Парижское метро, вызвавшее большой интерес инженеров из России. 1900
Практически все отечественные авторы проектов московского "метрополитэна" полагали, что городу нужна кольцевая ветка метро с радиусами в центр (эта схема и была реализована годы спустя). Это кольцо привязывали к Окружной железной дороге, строительство которой в Москве активно шло в начале 1900-х годов. Центральный вокзал метро планировали возвести на Васильевском спуске, рядом с Кремлем.
Вот один из проектов метро-вокзала, вписанный в городской пейзаж, художник Н.Н. Каразин.
![](http://ic.pics.livejournal.com/eho_2013/59946590/34784/34784_900.jpg)
Из предложенных проектов метрополитена городская Дума выделила два: А.И. Антоновича с соавторами и более помпезный и дорогостоящий П.И. Балинского и Е.К. Кнорре.
По проекту Балинского и Кнорре линии метро должны были быть частично наземными (67 км), а частично подземными (16 км). Предполагалось соорудить диаметральную линию от строившейся в то время окружной железной дороги возле Петровско-Разумовского через центр к Красной площади и храму Василия Блаженного. Около него построить Центральный вокзал. Далее по эстакадам через Москву-реку к Большой Ордынке и Серпуховской заставе до соединения ее с окружной железной дорогой близ Павелецкого вокзала.
Следующим этапом было сооружение двух кольцевых линий, проходящих по Садовым улицам и Замоскворечью, а также радиальной от Черкизова по реке Яузе до центра города. Представление проекта в Городской Думе состоялось 7 августа 1902 года. После бурных обсуждений Городская Дума вынесла резолюцию, в которой было сказано: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…».
Антонович предлагал провести Кольцевую линию метро примерно по границам бывшего Камер-Коллежского вала, и построить четыре радиуса:
1.Тверской (от Кремля через Театральную площадь, Петровку и Страстной бульвар вдоль Тверской до Петровского парка, т.е. в район современной станции Динамо);
2. Покровский (от Кремля через Ильинку, Покровку, Земляной вал, мимо трех вокзалов в Сокольники и Черкизово);
3. Замоскворецкий (за Москву-реку, через Озерковскую набережную и Серпуховку к Даниловскому монастырю);
4. Арбатский (через Арбат, Смоленскую, Плющиху и Большую Царицынскую, ныне Пироговскую улицу к Новодевичьему монастырю).
Радиусы должны были объединяться в две линии: Тверскую-Замоскворецкую и Арбатско-Покровскую.
Трудно не заметить, что впоследствии эти проекты были положены в основу плана строительства метро в Москве и даже названия линий практически сохранились (вот разве что Тверская была переименована в честь писателя Горького, отчего линия метро именуется Горьковско-Замоскворецкой). А вот центральный метровокзал рядом с Кремлем так и не появился.
По проекту Антоновича он мог выглядеть так:
![](http://ic.pics.livejournal.com/eho_2013/59946590/34383/34383_900.jpg)