01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.
Ссылка на яндекс-карту нашего рейда. Сытые, довольно цыкая зубом и отдуваясь, мы покинули оказавшуюся столь замечательной ресторацию и отправились гулять по городу, руководствуясь принципом «Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти». Кстати, следование этому принципу абсолютно необходимо при знакомстве с любым городом. Об этом ещё классик русской литературы И. А. Гончаров в своей замечательной книге «Фрегат »Паллада» писал. Если не читали - обязательно исправьте это
упущение.
Так вот, бессистемное шатание по незнекомому городу позволяет почувствовать его дух, чего никогда не получится, если строго следовать путеводителю под руководством гида. Этот урок мы давно выучили. Так что мы определили примерное направление на наш ПВД и двинулись примерно в том направлении. По дороге встречалось интересное. В количествах.
1. Дом №10 по улице Мира или магазин Владимирова.
02. Здание сейчас.
Одноэтажные лавки с арочными проемами появились на этом месте в первой половине1780-х гг. при купцах Гавриле и Афанасии Андреевичах Митрополовых. Не ранее 1906 года это здание было либо перестроено, либо на его месте возведено новое. В XX в. одноэтажное здание стало двухэтажным.
Каменный двухэтажный торговый дом расположен на перекрестке улиц Мира и проспекта Победы (основные габариты 22×24). Объем здания покрыт двухскатной железной кровлей.
Первый этаж имеет витринные окна, окна второго этажа - высокие и узкие. Окна первого этажа обрамлены плоскими прямоугольными рамками, окна второго этажа - только в верхних частях. Фасады членятся плоскими лопатками, которым соответствуют поставленные над карнизом декоративные столбики. Первый и второй этажи разделены междуэтажным карнизом.
Южная часть фасада по улице Мира, над которой возвышаются четыре мансардных окна с арочным завершением, оформлена в стиле модерн, декорирована лепниной.
Изначально дом одноэтажным. Скругленный угол дома выделялся над двухскатной кровлей фигурным аттиком со слуховым окном, на углу располагалась ведущая в подвальные помещения дверь. К фасадам примыкала покрытая железной кровлей галерея, опирающаяся на металлические столбы.
03. Здание в 1900-х.
04. Здание в 1935 г.
Южная часть второго этажа (по улице Мира) надстроена в 1910-е гг., северная (по проспекту Победы) - в 1936 г. При надстройке второго этажа галерея демонтирована, арки превращены в витрины.
Отделка интерьера полностью утрачена.
А мы повернули на улицу Каменный мост - коротенькую пешеходную улицу-мост через реку Золотуху. Между прочим, это самая короткая улица в Вологде.
2. Каменный мост.
Каменный мост - первый в Вологде мост, построенный не из дерева, а из кирпича и камня (отсюда и его название). Он построен в 1785 г. и реконструировался в 1789-1791 гг. под наблюдением только что назначенного губернского архитектора Петра Федотовича Бортникова. Мост соединил историческую часть города с новым административным и торговым центром, расположенным на территории Нижнего посада. Рядом с мостом на обоих берегах реки Золотухи были построены четыре башнеобразных здания, позже к ним примкнули здания лавок. Первые заказчики строительства зданий - купцы Афанасий Андреевич Митрополов (1785 г.) и Григорий Степанович Мясников (1787 год).
05. Каменный мост сейчас. Покрадено в интернете.
06. Он же с другой стороны. Покрадено там же.
Каменный мост расположен в центре города Вологды и связывает площадь Революции с улицей Мира. Мост представляет собой перекрытое цилиндрическим сводом однопролётное сооружение над рекой Золотухой. Он являлся ядром архитектурного комплекса, включавшего первоначально также возведенные на обоих берегах четыре башнеобразных здания (сохранилось лишь два на левом берегу Золотухи) и здания лавок, примыкавших к ним по дуге.
Широкая арка моста, перекинутая через реку Золотуху, опирается на мощные кирпичные пилоны, возвышающиеся по обоим берегам. Боковые стенки и свод моста сложены из кирпича и не имеют декора.
В 1849 г. деревянные перила заменили коваными решётками, на смену деревянной мостовой пришла булыжная.
07. Каменный мост в начале XX в.
Во второй половине и конце XIX в. при строительстве гостиниц «Пассаж» и «Эрмитаж» две башни на правом берегу реки Золотухи разобрали.
В 1936 г. на Каменном мосту была устроена первая в Вологде асфальтированная мостовая.
В 1950-х гг. перед перилами выстроили декорированные в классическом стиле стенки, закрывшие неприглядный вид на выходящие к реке дворы.
В 2018 г. была проведена реконструкция моста (научный руководитель и главный архитектор проекта Владимир Николаевич Лукин), в ходе которой часть моста стала вновь булыжной и вернулось первоначальное ограждение - кованая металлическая решётка. Журналист Светлана Гришина в репортаже с места реставрации отмечала, что «в процессе работ специалисты обнаружили интересные детали. Например, теперь достоверно установлена толщина свода. В процессе демонтажных работ выявились напластования разных лет, следы покрытий проезда, вынут булыжник мостовой. Обнаружены исторические водостоки, устроенные в разное время. Обнажение конструкций моста сверху позволило увидеть, как именно было сделано расширение моста за счёт выносных консолей в 1930-е гг. Подвальный этаж здания по ул. Каменный мост, 4, где сегодня располагается Администрация города, судя по некоторым деталям, ранее использовался под склады, куда товары загружались с реки Золотухи, бывшей в то время судоходной».
В 1960-е гг. проезд по мосту был запрещён, и Каменный мост стал не только самой короткой, но и первой в Вологде пешеходной улицей.
Признаться, глядя на речку-вонючку, протекающую ныне под мостом, не верится, что по ней когда-то ходили небольшие баржи, но оснований не верить нет.
А на улице-мосту расположились несколько примечательных объектов:
3. Дом №6 по улице Каменный мост или Торговый дом Путятова.
08. Сегодняшнее состояние здания.
В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) дом датирован началом XIX в. Однако по архивным документам и архитектурной стилистике здания его надо датировать значительно более поздним временем. В Государственном архиве Вологодской области сохранился документ, свидетельствующий, что 8 мая 1898 г. мещанка Ольга Лукьяновна Яковлева продала губернскому секретарю Павлу Александровичу Путятову участок земли с деревянной лавкой: «недвижимое имение <…> состоящее в г. Вологде, первой части на правом берегу по течению реки Золотухи у Каменного моста под № 598, а по окладной книге городской управы под № 602, заключающееся в деревянной лавке с принадлежащей к ней землёй, коей мерою по лицу и позади по сем сажен, а в длину по обеим сторонам по четырнадцати сажен, в межах это имение состоит, подходя к оному справа с моей Ольги Яковлевой землёю, а слева с рекою Золотухою» (ГАВО. Ф. 179. Оп. 7. Д. 94. Л. 120-121). На этом месте между 1898 и 1902 годами П.А. Путятовым построен кирпичный двухэтажный дом, впервые фиксируемый журналом страхования 12 ноября 1902 года (ГАВО, ф. 485, оп. 1, д. 151). Таким образом, можно предположить, что интересующее нас здание возведено незадолго до этой даты, то есть в самом начале XX в. или в самом конце XIX в. Оно хорошо видно на фотографии 1901 года.
09. Здание в 1901 г.
10. Тогда же. Другой ракурс.
Здание краснокирпичное. Покрыто вальмовой кровлей. Занимает значимое место в ансамбле Каменного моста, выходя на него восточным фасадом. В плане здание прямоугольное с небольшим изломом в южной части. Его композиция во многом определена особенностями местоположения на очень крутом склоне берега реки Золотухи: в юго-западной части, выходящей на Каменный мост, дом двухэтажный, в северо-восточной - трёхэтажный. Оформлено в стиле эклектики. На скатах вальмовой крыши - большие слуховые окна. На главном фасаде слуховое окно декорировано большим кирпичным ступенчатым аттиком. Стена главного фасада обработана рустовкой. Разделённые полуколонками сдвоенные окна, над которыми помещены декоративные медальоны, имеют арочные перемычки. Межоконные простенки заполняют широкие лопатки и каннелированные пилястры. Стены завершены развитым профилированным карнизом с «сухариками». В первый этаж ведут два входа - со двора (служебный) и с Каменного моста, расположенный в южной части здания, во второй - из поздней пристройки. Источником вдохновения зодчего послужил, видимо, облик популярного ренессансного палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444-1460 гг.).
План дома из страхового дела, а также фотографии свидетельствуют, что первоначально дом был менее протяжённым по главному фасаду, имел только 6 окон во втором этаже и три витрины в первом. Со стороны Каменного моста на боковом фасаде на второй этаж здания вела наружная железная лестница. На более поздних фотографиях у дома появляется пристройка со стороны реки, имеющая на главном фасаде ещё три окна на втором этаже. В 1911 и 1912 годах собственнику дома коллежскому асессору П.А. Путятову выдаются новые страховые планы, фиксирующие это расширение здания со стороны Каменного моста. Теперь вход во второй этаж стал осуществляться также по лестнице снаружи здания, выходящей с Каменного моста.
Таким здание оставалось до 1966 г., когда фасад первого этажа был уничтожен при обустройстве сплошной остеклённой витрины магазина спорттоваров. Вход на второй этаж перенесён внутрь здания.
11. Здание в 1977 г.
После реставрации 2013-2014 гг. первому этажу здания был возвращён исторический облик.
Здание было построено П.А. Путятовым для размещения торговых помещений. Перед революцией второй этаж дома арендовало агентство страхового общества «Россия». После революции в помещениях первого этажа велась торговля, а на втором этаже расположились городские учреждения. Долгое время в здании находился известный в городе магазин «Спорттовары». В наши дни здание занимают кафе, магазины и учреждения.
4. Дом №2 по улице Марии Ульяновой.
12. Более-менее современное состояние здания. Покрадено в интернете, ибо мою фотографию стыдно выкладывать.
13. Тоже фото из интернета.
Дом датирется XIX в. Специалисты считают, что по характеру архитектуры и месту расположения здание первоначально являлось частью выстроенного в конце XVIII в. на берегах реки Золотухи Гостиного двора. Начало ему положила композиция из четырёх башен, две из которых (со стороны нынешней площади Революции) были выстроены купцом Д. А. Сумкиным в конце 1780-х гг. К одной из них позже в начале 1810-х гг его сыном вологодским купцом 1-й гильдии Александром Дмитриевичем Сумкиным были пристроены торговые ряды. Согласно окладной книге 1810 г. ему принадлежали две каменные башни с лавками и харчевнями, а также вновь строящееся каменное здание. На плане 1824 г. строение Сумкина занимает очень большое пространство правого берега Золотухи от Каменного моста до Рыбнорядского. На фотографиях начала 1860-х и 1870-х гг можно увидеть это двухэтажное здание, имевшее со двора ещё и цокольный этаж.
14. Здание гостиницы "Пассаж" до перестройки. Вид с Парадной площади в перспективе Кирилловской улицы (ныне улица Ленина), 1870-е гг.
Здание вытянуто по главному фасаду. Оно замыкает с запада площадь Революции, вернее, ту её часть, которая называется площадью Возрождения, а северным фасадом выходит на улицу Лермонтова. Оформление нижнего этажа выполнено в формах классицизма, а ризалита и южной части здания (ныне улица М. Ульяновой, 2а) - в традициях эклектической архитектуры второй половины XIX в.
Ризалит в центре фасада, увенчанный аттиком с волютами и низким ребристым сферическим куполом со шпилем, придает облику здания торжественность и парадность, делая его заметным на площади и в перспективе выходящей на площадь улицы Ленина. Фасад центрального ризалита членится на три части пилястрами с филенками на рустованных основаниях, несущими фриз с прямоугольными ширинками. Сдвоенные арочные окна второго этажа украшены крупными лепными медальонами. Интересны также большие окна первого этажа с арочным завершением и широкими наличниками. Они придают зданию какую-то необычность и явно указывают «на старину».
15. Гостиница "Пассаж" в 1910-е.
Здание гостиницы «Пассаж» за два с лишним века неоднократно меняло свой облик. Не ранее 1880-х гг., скорее всего, при новой владелице Хионии Петровне Кузнецовой, здание получило современный вид. Поводом для кардинальной перестройки мог стать большой пожар, произошедший в ночь с 18 но 19 августа 1886 года. О нём свидетельствуют Вологодские губернские ведомости (№ 34 за 1886 г.): «Сегодня в ночь с 18-го на 19-е августа истреблён пожаром чуть не целый квартал в одной из лучших частей города. Сгорел весь каменный корпус на Александровской площади, где помещались Славянская гостинница и много различных лавок. Пожар начался в 12-м часу ночи и, благодаря страшному ветру и множеству находящихся в здании и на дворе его легко воспламеняющихся материалов, быстро охватывал всю местность между спуском на реку Вологду и Каменным мостом. На пожаре присутствовали его превосходительство г[осподин] начальник губернии, г[осподин] вице-губернатор и много других должностных лиц, а для содействия при тушении пожара и для охраны спасаемого имущества были вызваны войска местного резервного батальона». В центре фасада при перестройке был сооружён выступающий ризалит с аттиком и низким куполом со шпилем, изменена форма окон и декор карниза.
Со стороны Каменного моста к зданию бывшей гостиницы «Пассаж» не ранее 1880-х гг. была сделана двухэтажная пристройка со скруглённой фасадной частью и цокольным этажом со двора. Это торговые ряды, выстроенные на месте северо-восточной башни гостиного двора. Оформление главного фасада пристройки близко воспроизводит декор здания бывшей гостиницы «Пассаж»: большие арочные проёмы первого этажа обрамляют широкие наличники с замковыми камнями, сливающимися с профилированным междуэтажным карнизом; верхние окна, объединённые попарно наличниками с лучковыми перемычками, обрамлены горизонтальными филёнками; фасады завершены мелкопрофилированным карнизом. Сегодня здание бывшей гостиницы «Пассаж» и примыкающие к ней двухэтажные торговые ряды числятся под одним номером.
В советское время при перепланировке здания под поликлинику №1 интерьер подвергся многочисленным переделкам, однако внешний вид в основном сохранился, была лишь застеклена арочная галерея бывших лавок, которая оказалась превращена в окна первого этажа, был устроен единый главный вход в здание через увенчанный куполом ризалит на главном фасаде, арочные проёмы первого этажа которого были заложены, образовав тамбур. В середине ХХ в. к средней части дворового фасада была пристроена отдельно стоящая высокая труба угольной котельной.
16. Вид здания в 1940 г.
17. И в 1978 г.
В 2016 г. начались крупные ремонтно-реставрационные работы на всём объёме здания, которые к настоящему времени успешно завершены.
Во второй четверти XIX в. зданием владели наследники А.Д. Сумкина. В 1854 году комплекс зданий по современному адресу ул. Марии Ульяновой, 2 перешёл во владение Ивана Александровича Дурыгина, который в 1855 г. продал его удельному крестьянину Александру Васильевичу Сорокину. В 1879 г. интересующий нас комплекс зданий перешёл во владение купца Петра Васильевича Кузнецова, а от него в1883 г. - к мещанке Хионии Петровне Кузнецовой.
До 1918 г. здесь размещалась гостиница «Пассаж», считавшаяся одной из лучших в Вологде. Гостиница предназначалась для обслуживания деловых людей, поэтому в ней, как заявляли в печатной рекламе хозяева, не предусматривалось развлечений «кафешантанного характера», в отличие от соседней гостиницы «Эрмитаж», где, например, играл дамский струнный оркестр. При гостинице был ресторан. Есть версия, что именно в ресторане при гостинице «Пассаж» летом 1917 г. обедал поэт Сергей Есенин со своей женой Зинаидой Райх и другом поэтом Алексеем Ганиным (предполагают, что это мог быть свадебный обед, поскольку они в этот день венчались в церкви Кирика и Иулитты под Вологдой).
Нижний этаж здания гостиницы «Пассаж» в дореволюционное время занимали магазины с бакалейными и колониальными товарами. В 1908 году здесь располагались магазины Буткина, Грачёва, Скворцова, Флягина, а также магазин фруктов и кондитерских товаров М.З. Ишмемятова. Приказчиком в магазине Ишмемятова служил политссыльный Пётр Чижиков, паспорт которого для побега из Вологды использовал другой ссыльный - Иосиф Джугашвили ( И.В. Сталин); покинувший Вологду с чужим паспортом Джугашвили вскоре был задержан в Петербурге и выслан на прежнее место.
В конце 1917 г. помещения гостиницы занимал штаб Красной гвардии. В 1918 г. здание было национализировано. Последним его владельцем был Василий Дмитриевич Буткин. В 1918-1920-е гг. здесь проходило формирование отрядов Красной армии, в память об этом возле входа была установлена мраморная мемориальная доска.
В 1958 г. согласно решению исполкома Вологодского областного Совета депутатов трудящихся здание было внесено в дополнительный список памятников истории, подлежащих государственной охране, под названием «Здание, где формировались отряды Красной гвардии для борьбы с интервентами на Севере в 1918-1920 гг.». В 1960 г. согласно постановлению Совета министров РСФСР оно было включено в список исторических памятников, подлежащих государственной охране как памятники государственного значения, но в 1963 г. распоряжению того же органа власти здание было отнесено уже к числу памятников, подлежащих охране как памятники местного значения. В 1991 г. статус памятника местного значения был подтверждён решением исполкома Вологодского областного Совета народных депутатов.
5. Дом №4 по улице Каменный мост, он же Вологодская Администрация, он же отель «Эрмитаж».
18. Вид со стороны улицы Каменный мост
19. Вид со стороны улицы Марии Ульяновой.
20. Детали главного фасада.
В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) дом датирован началом XIX в. Видимо, столь ранняя датировка объясняется тем, что на месте этого здания ранее стояло одно из четырёх зданий-«башен» (юго-восточная) ансамбля Каменного моста, выходившее на Афанасиевскую (Александровскую) площадь, и время строительства значительно более старого здания было перенесено на его преемника.
В действительности здание гостиницы «Эрмитаж» выстроено значительно позднее - в 1904-1905 г. Строительство по проекту губернского архитектора Владимира Аркадьевича Альберти (проект был утвержден 8 марта 1901 г.) осуществлялось К. А. и Н. К. Масленниковыми под техническим надзором губернского архитектора Н. Е. Анохина. Заказчиком строительства и первым владельцем нового здания был купец 2-й гильдии Василий Иванович Семёнков (умерший до момента окончания строительных работ).
21. Планы и разрезы здания из утверждаемой части проекта. 1904 г.
22. "Эрмитаж" в 1910-х.
Здание кирпичное трёхэтажное. Является одним из наиболее крупных строений Вологды, формирующих облик её центра. Криволинейный план здания объясняется тем, что гостиница построена в 1904 году на месте одного из четырёх зданий ансамбля Каменного моста. Фасады здания, построенного в стиле эклектики, отличаются насыщенностью и даже пышностью декора. Наличники высоких окон второго и третьего этажей завершены разнотипными сандриками и фронтончиками. Особую нарядность фасадам придают трёхчетвертные колонны на высоких рустованных постаментах, поддерживающих аттики криволинейных очертаний с элементами барокко.
23. Здание в 1948 г.
В 1952-1954 гг. здание, занимаемое тогда Вологодским обкомом КПСС, значительно удлинили вдоль современной улицы М. Ульяновой, начиная с современного входа (проект Вологодской областной проектной конторы, архитектор Н. Н. Смирнов, инженер М. В. Дикарёв), скопировав оформление фасада старой части здания. Витрины и входные двери магазинов первого этажа заменили небольшими окнами.
Собственником здания и находившейся в нём гостиницы был купец 2-й гильдии Василий Иванович Семёнков (1853-1904), владевший также стекольными заводами в Кадниковском уезде. После смерти В.И.Семёнкова до национализации в 1918 году зданием владели его наследники. Располагавшаяся в здании гостиница «Эрмитаж», известная по описаниям путешественников начала XX в., принадлежала В.Ф. Евдокимову. «Эрмитаж» оспаривал у соседнего «Золотого якоря» право считаться лучшей гостиницей Вологды. Перед зданием находилась стоянка («биржа») извозчиков. Для того, чтобы почувствовать атмосферу ресторанной жизни тех лет, приведём цитату из книги Леонида Сергеевича Панова «Провинциальный альбом».
«Большой ресторанный зал "Эрмитажа"! Какие оркестры там гремели, какие вина, какие закуски подавались! "Первоклассный ресторан при гостинице "Эрмитаж" В.Ф. Евдокимова. Ежедневно во время обедов с 2 часов до 5 часов дня и с 8 часов вечера до 1 часу ночи играет венский салонный дамский первоклассный оркестр под управлением m-me Пешля. Обеды в 50 к., 75 к., 1 р. и дороже". Время от времени оркестры менялись и не успевали надоесть посетителям. Между прочим, ресторан "Эрмитажа" в сезон 1913 года пользовался популярностью у вологодских ссыльных: устроившиеся на службу в Вологде большевик Вацлав Воровский и меньшевик Борис Богданов могли позволить себе иногда пригласить друзей не только в "Эльбрус", но и в "Эрмитаж"… В следующем году началась война, был объявлен "сухой закон", и ресторанное веселье притихло».
В годы Гражданской войны часть площадей гостиницы использовалась для размещения губернского продовольственного комитета, занимавшегося заготовлением и распределением хлеба и других продуктов. Здесь же формировались и продотряды, главной задачей которых был сбор хлеба для солдат и городских рабочих. В течение первых десяти месяцев работы комитета им руководил участник революционного движения, государственный и партийный деятель, первый председатель Вологодского Совета рабочих и солдатских депутатов Шалва Зурабович Элиава (1883-1937). Поскольку здание выглядело едва ли не самым представительным в Вологде, позднее в нём размещались обком и горком ВКП (б) (КПСС). С 1983 г. в нём находился Вологодский горисполком. В настоящее время здание занимает Администрация города Вологды.
Вот такая короткая улочка... А мы, тем временем, выбрались на площадь Революции - центральную площадь Вологды, расположенную между площадью Возрождения, Советским проспектом, Лермонтова и Пушкинской. Через последнюю соприкасается с детским парком им. Пушкина.
24. Вид на площадь Революции. Ф
Но о ней мы поговорим в следующий раз.