01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.
Ссылка на яндекс-карту нашего рейда. Преобщение к культуре разжигает аппетит, однако. Так что выбравшись из Музея кружева и находясь в состоянии средней части обалдения, мы единогласно решили подкрепиться. Мы с Павлом Валерьевичем, в принципе, вполне удовольствовались бы оперативно заглоченной шавармой или пирогом.
Кстати, я был именно за второй вариант, благо на Кремлёвской площади проходил фестиваль русской кухни, но не тут-то было: сначала мне напомнили какие там очереди, а потом Любовь Александровна с решимостью товарища Колонтай заявила: «Я знаю, как надо! Нам туда!». Мы с Павлом пожали плечами и пошли, куда сказано. Спойлер - ни разу не пожалели.
Из достопримечательностей на нашем пути в ресторан нам встретились церкви Покрова на Торгу и Казанская. И не надейтесь, что я о них не расскажу!
1. Церковь Покрова на Торгу.
02. Церковь Покрова на Торгу.
03. Она же.
04. И снова она.
05. И это тоже она.
06. Более позднее крыльцо в неорусском стиле.
История храма своими корнями уходит в XVI в., ко временам Ивана Грозного, когда придел Богоотец Иоакима и Анны ещё являлся самостоятельным домовым храмом царя. Начиная со второй половины XVII в. главный престол храма был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а Иоакимо-Анновский престол стал придельным. Церковь часто получала пояснительное добавление «в Городе», обозначавшее нахождение её внутри грозненского кремля в отличие от одноимённого храма в слободе Козлёна. Примечание «на Торгу» существует в рамках двух последних столетий истории храма.
В писцовой книге Вологды 1627/28 г. эта церковь описана довольно кратко: «Церковь Богоотец Иакима и Анны на старом на государеве дворе древяна клетцки, а в церкви Божие милосердие образы, и книги, и ризы и всякое церковное строение - мирское, а на колокольнице два колокола невелики - государево жалованье, а служат у той церкви поп Кирило, дьякон Иван и пономарь Васка». Составитель отметил, что причт церкви получает «государево жалование» (ругу) и церкви принадлежат две пожни, на которые, впрочем, «государевы жалованные грамоты в Вологодцкое разоренье сгорели».
В начале XVIII в. старая Покровская церковь сгорела и на её месте в 1710-1712 гг. был построен новый деревянный храм.
Затем в 1778-1780 гг. было построено современное каменное здание церкви, которое в настоящее время находится под охраной государства и имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Строилось оно на средства прихожан. Руководил строительством староста храма - губернский секретарь Кирилл Поярков. 6 апреля 1785 г. новый храм был освящён.
Покровская церковь - характерный образец каменного зодчества Вологды конца XVIII в. Храм, помещённый на высокий подклет, вытянут вдоль продольной оси. Высокий светлый четверик основного храма покрыт гранёным выпуклым куполом, увенчанным двухъярусным восьмигранным световым барабаном с одной луковичной главой. Над трапезной возвышаются ещё две небольшие главки над престолами преподобного Макария Унженского и Богоотец Иоакима и Анны. Шатровая восьмигранная колокольня располагается над входом в храм. Фасады богато украшены фигурным кирпичным тёсаным декором в стиле позднего барокко.
Во второй половине XIX в. к церкви было пристроено крыльцо в неорусском стиле.
07. Церковь Покрова на Торгу (справа). 1890 г.
В ХХ в. с закрытого храма были сняты главки с крестами. При размещении склада в здании часть окон первого этажа была превращена в двери и загрузочные люки.
В 1976-1978 гг. Вологодской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской выполнена реставрация здания: восстановлены все три главы церкви и главка с крестом на колокольне, заменена кровля, отреставрированы фасады.
08. Реставрация 1976-1978 гг.
В середине 2010-х - начале 2020-х гг. здание Покровской церкви было вновь отреставрировано.
2. Казанская церковь.
09. Казанская церковь.
10. Она же.
11. И это тоже она.
Первый храм на месте современной церкви возник в середине XVI в. и был связан с увековечением начала масштабного строительства нового Вологодского кремля - первой в истории Вологды каменной крепости. В ознаменование закладки 28 апреля 1566 г. царём Иваном Грозным каменной крепости-города и была построена здесь деревянная церковь святых апостолов Иассона и Сосипатра, память которых отмечается именно в этот день. Позднее по имени Иассона (иначе - Насона) в устной народной традиции сооружения грозненского кремля получили название Насон-города. Известно, что церковь «Пресвятой Богородицы Казанские и святых апостол Ассона и Сосипатра» сгорела при пожаре 1679 г., и была вновь построена из дерева.
Существующая каменная Казанская церковь, построенная в 1747-1754 гг., также сохраняла придел Иассона и Сосипатра.
На начало ХХ в. в церкви, помимо Казанского, были ещё и престолы, посвящённые апостолу Андрею Первозванному и преподобному Адриану Пошехонскому. В разное время название храма сопровождалось такими пояснениями, как «возле Рыбного ряда», «на Болоте», «на Торгу».
12. Казанская церковь в 1890 г.
13. Она же в 1901 г.
В 1926 г. церковь была закрыта и вскоре передана под размещение архива, а затем других организаций.
В 1930-е гг. были снесены все три главы и крест на колокольне, а в послевоенные годы после проседания западной стены разобрана и колокольня. К зданию было сделано несколько деревянных пристроек, в которых размещались торговые и иные учреждения.
14. Казанская церковь в 1945 г.
15. Она же в 1970-м.
В 1992 г. храм передан для использования возрожденной общине верующих прихода Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу, а в 2014 г. образован самостоятельный приход храма Казанской иконы Божией Матери.
В начале 2000-х гг. на средства спонсоров развёрнута реставрация храма по проекту Г.П. Белова: восстановлены главы, укреплён фундамент, отреставрирована большая часть фасадов и рельефного кирпичного декора окон, возведён первый ярус колокольни.
В начале 2010-х гг. устроена не соответствующая историческому облику кровля алтаря.
В архитектурном отношении Казанская церковь довольно проста: это построенный в древнерусских традициях массивный одноглавый бесстолпный храм с лаконичным убранством фасадов и шатровой колокольней типа «восьмерик на четверике». Над низкой трапезной - две главки над престолами, расположенными в этой тёплой части храма. Для постройки середины XVIII в. эти архаичные черты могут расцениваться как свидетельство провинциальности и скромности вкусов заказчика и строителей. В интерьере храма под побелкой и поздними записями сохранилась стенопись XVIII века. Предполагают, что авторами росписи были живописцы Спасо-Прилуцкого монастыря - Яков Алексеевич Коростин с сыном Фёдором.
16. Уцелевшие росписи по состоянию на 1969 г.
17
18
Кроме церквей нам повстречался памятник дворняге
19. Памятник дворняге. Этот памятник, появившийся в мае 2016 года, изображает беспородную собаку по имени Бося, которая уютно расположилась на настоящем люке теплотрассы. В заднем плане композиции можно увидеть стилизованную будку дворняги, добавляющую сцене еще больше очарования и реализма.Созданный по инициативе сотрудников вологодской теплосети, памятник стал оригинальным оформлением старой тепловой трассы. Автором проекта является А. Борисовский.
и несколько замечательных домиков в узнаваемом вологодском стиле:
20. Домики.
И про них мне, таки, есть что сказать. Тот что поближе - зелёный и с вывеской «Гостиница» - очередной пример вологодской стилизации. Дом построен в 2004 г. и загримирован под старину так, что и не отличишь. Помимо гостиницы «ПалисадЪ» в здании гнездится лавка, в которой туристам задорого впаривают вологодское масло в сувенирной упаковке. А ещё там есть ресторан.
Второй - что подальше и крашенный в голубой цвет - уже вполне себе памятник архитектуры регионального значения.
21. Вот он поближе.
Дом был возведен Александром Васильевичем Красавиным на участке, приобретенном им в промежуток между 1897 и 1902 гг. В документах он впервые фигурирует в 1903 г.
22. Так дом выглядел в 1970-х.
Композиционно-пространственное и декоративное решение дома во многом определяло парадный вид Торговой площади, к которой он был обращен главным фасадом. Прямоугольный двухэтажный объем дома был усложнен двумя пристройками с входами. Стены дома были обшиты тесом в нахлёст и опоясаны горизонтальными тягами.
Главным достоинством дома являлся мастерски исполненный резной декор фасадов. Угловые поэтажные стилизованные пилястры и сандрики наличников украшали ажурные вставки. Венчающий карниз был дополнен двойным кружевным подзором и фризом. Над парадным входом располагалась традиционная угловая лоджия. Ее арочные перекрытия на фигурных столбиках были пышно декорированы объемной резьбой.
Во внутренней планировке изолированные друг от друга этажи состояли из двух самостоятельных квартир. В пристройках располагались лестницы в верхний этаж.
23. Дом после пожара 2005 г.
В 2005 г. дом серьёзно пострадал от пожара, но был восстановлен.
Да что я об архитектуре, да об архитектуре - мы же в ресторан шли. Правда, до того момента, как Любовь Александровна привела нашу компанию в это совершенно замечательное заведение, присмотренное ею ещё на стадии планирования маршрута, нам, а, особенно, Павлу, пришлось пережить чистилище - супруга заявила ему о настоятельной потребности посетить лавку, торгующую кружевами. И мы её, таки посетили.
24. Дворик магазина фабрики "Снежинка". Адрес: Вологда, Торговая площадь, 1.
В лавке было красиво. А, так же, богато и дорого. Но об этом мы с Павлом узнали позже. Сначала, запустив Любовь Александровну внутрь магазина, мы смачно покурили. Потом ещё покурили. Я пофотографировал окрестности.
25. Вид на Соборную колокольню из дворика магазина.
26. Решётка на крыльце.
Любовь Александровна не возвращалась. Мы с Павлом решили, что уже достаточно восстановили концентрацию никотина в организмк после хождения по музеям, и отправились спасать его супругу. Поднялись на крыльцо, потом по лестнице...
Внутри оказалось занятно.
27
28
29
30
31
32
33
Любовь Александровна обнаружилась у прилавка, мирно беседующей с милой барышней-продавщицей. Я взглянул на ценник на ближайшей витрине и непроизвольно икнул - здешние товары в мой бюджет не вписывались. В разы. Видимо, оценив мою икоточку, другая барышня предложила нам с Павлом чаю с мятой. «Успокоительное», - понимающе хмыкнул Павел. «Ладно, отнесёмся, как к филиалу Музея кружева», - подумал я и пошёл окультуриваться. Работы действительно тут продавались великолепные. К своему удивлению, я завис у витрин надолго. На ценники больше не смотрел принципиально. Кроме кружева, я оценил и уголок для передержки детей и мужей - очень годная идея. Даже собирался уже выбрать книгу по вкусу и принять горизонтальное положение, но тут ко мне подошёл Павел и сообщил, что, таки, всё и можно грабить город дальше. Спрашивать купила ли что-то Любовь Александровна я не стал.
Мы вышли всё же двинулись в ресторан. Там идти-то было оказывается два шага. Но эти два шага пролегали мимо остановки общественного транспорта с «чисто конкретным» названием «Центр». А что, очень удобно для приезжих - мимо центра не проедешь.
Ну, а сама едальня расположена по адресу: г. Вологда, ул. Мира, д.9, называется «Дом 1791» и очень хороша. Всеми лапами рекомендую.
Ниже несколько фотографий интерьеров заведения. И моих, и содранных из интернета.
34
35
36
37
Однако, не красна изба углами, а красна пирогами. С этим в заведении тоже всё в порядке. Будете в этом ресторане - обязательно закажите телятину под кисло-сладким соусом. Выше всяких похвал! Не в моих правилах фотографировать еду, но в этом случае я от него отступлю. Телятина того заслуживает.
38. Телятина.
Словом, всё было великолепно. Я даже в своей «летописи» это отметил: «Опосля направили мы стопы свои в харчевню, рекомую тысяча, семь сотен, девять десятков и один. Вельми та харчевня хороша и кормят там изрядно!»
И, самое главное, в ресторане, расположенном в самом центре города, в туристическом месте, обед на троих в стиле «обожраться» да ещё с умеренным злоупотреблением, потянул меньше, чем на 3 тысячи! Таких цен ныне не бывает!
И на этом я, на сегодня, дозволенные речи заканчиваю. Продолжение следует.