Улица Кирова - ярославский Арбат и Сретенская церковь.

Sep 17, 2024 11:47


Ну-с, продолжим забег.



01. Схема нашего забега по Ярославлю.

Улица Кирова (бывшая улица Калинина, Угличская улица, улица Сулимова) - улица в историческом центре города Ярославля. Наполовину пешеходная. Лежит между Первомайской улицей и Советской площадью. Одно из самых оживленных мест Ярославля. На улице расположено множество магазинов и кафе.

До перепланировки города улица, начинавшаяся от Пробойной улицы рядом с церковью Ильи Пророка, о которой я расскажу позже, и проходившая до Власьевской проезжей башни, называлась улицей Калинина, по располагавшемуся на улице домовладению ярославца по имени Калина. Название известно из «Переписной книге Ярославля» 1646 г. и из плана Ярославля 1770-х гг.

При перестройке города по регулярному плану 1778 г. улица была расширена и выпрямлена так, что с одной стороны перспективу улицы замыкала Ильинская церковь, а с другой - Власьевская башня. Таким образом улица стала одним из лучей, расходящихся от центральной (Ильинской) площади к проезжим башням Земляного города. С этого времени она называлась Угличской улицей, так как с этой улицы начиналась дорога на Углич.

В конце XVIII - начале XIX вв. улица была обстроена одно-двухэтажными каменными жилыми домами в стиле классицизма. Во второй половине XIX в. многие из них были переделаны под торговые помещения. Согласно описи, в 1809 г. на Угличской улице имелись один трактир и 34 каменные лавки.



В 1820-1823 гг. на участке от Ильинской площади до Ростовской улицы был выстроен комплекс зданий Мытного двора по проекту архитектора Петра Панькова.

В 1861 г. к Власьевской башне в створе Угличской улицы была пристроена церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

В начале XX в. здесь появились здания в стиле модерн - гостиница «Бристоль» на углу Угличской и Екатерининской улиц и торговый дом Манделя на углу Угличской и Казанской.

В конце 1920-х гг. улицу переименовали в улицу Сулимова в честь Д. Е. Сулимова (1890-1937) - председателя правительства РСФСР в 1930-1937 гг. В 1937 г. Сулимова объявили «врагом народа» и расстреляли, а улицу переименовали в улицу Кирова в честь С. М. Кирова.

В 1980 г. для освобождения места под строительство нового здания для обкома КПСС был снесён ансамбль зданий Мытного двора.

В 1997 г. участок улицы от Первомайской до Андропова стал пешеходным.

С памятниками архитектуры на улице тоже всё хорошо.



02. Дом № 18 - Бывший Торговый дом Манделя - магазин, продававший готовое платье, форменную одежду и меха. Построен в начале XX в. С 1930 г. здесь располагался универмаг Резинообъединение, где продавались товары бытового и спортивного назначения: сапоги, шланги, спортивные мячи и шапочки для плавания. С 1953 года магазин преобразован в «Головной универмаг». С 1966 года в здании находится книжный магазин. Стиль неоклассицизм.



03. Дом № 13/31 - Бывший торговый дом купцов Голкиных. Построен в 1911 г. по проекту П. А. Трубникова. Стиль я бы определил, как переходный между неоклассицизмом и конструктивизмом.



04. Просто атмосферное фото.



04. Дом № 12 - Бывший особняк Ерыкалова. Построен в 1875 г. Архитектурный стиль - эклектика. А ещё это дом с приведениями.

А вот и история с приведениями. Грустная и жестокая, как все такие истории: «Интересна легенда, связанная с этим местом. По преданию, однажды кyпец заметил возле дома мальчика-сироткy, пожалел его и забрал жить к себе в дом. Понравился мальчик только кyпцy, остальные домашние и даже слyги его невзлюбили. Кyпец редко бывал дома, и заботy о мальчике порyчил гyвернантке. Она, как могла, заботилась о мальчике, но в ее отсyствие над мальчиком издевался yправляющий, рyгая и избивая его за малейшyю провинность. Не отставал от него и сын Петра Алексеевича, ровесник мальчика. Сироте пригрозили расправой, если он комy-нибyдь пожалyется, но доведенный до отчаяния мальчик рассказал об издевательствах гyвернантке. Месть была жестокой: дождавшись, когда гyвернантка yйдет на рынок, yправляющий затащил его в сарай и забил до смерти. Затем он бросил тело в мешок, а мешок ночью yтопил в Волге. Приехавшемy Ерыкаловy yправляющий сообщил, что мальчик сбежал. Ерыкалов был очень огорчен, поднял городовых на поиски - но тщетно. До конца своей жизни он так и не yзнал об yбийстве. Горожане yверяют, что до сих пор на yлице Кирова можно встретить мальчика в рваной и грязной одежде, который бyдет жалобно просить «пятачок на пропитание».

Взято здесь.

Мы мальчика не видели. И слава богу!



05. № 9/7 - Бывший жилой дом с лавками купца Чистова. Возведён в 1840-х гг. Архитектурный стиль - классицизм.

Первоначально в этом месте находились равновысокие торговые лавки с открытой торговой галереей. Позже (в 1870-х) надстроили жилые верхние этажи, превратив бывшие лавки в дом с магазинами. О прежних постройках напоминают сейчас большие окна первого этажа. Дом до сих пор используется как магазин.

И тут перед нами предстал переулок со звучным названием - Депутатский. Не свернуть в него мы не могли: я заметил церковь в неорусском стиле, а Любовь Александровна - лавки, торгующие льняными изделиями. По-моему, в этот момент, при взгляде на жену, у Павла Валерьевича заныла банковская карточка :-)))



07. Любовь Александровна заметила льняную лавку :-)



08. Павел Валерьевич на фоне Депутатского переулка.



09. Перспектива Депутатского переулка.

А теперь самое время поговорить о жемчужине столь звучно названной улочки - о церкви Сретенья Господня. Так и хочется добавить: «... что в Депутатском переулке». Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью, да...



10. Церковь Сретенья Господня, что в Депутатском переулке. Западный фасад.



11.



12.



13.

Это не первый Сретенский храм, стоящий тут - деревянная церковь Сретенья Господня впервые упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 г. В 1685 на средства ярославского купца Павла Якимовича Денисовского (это был ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫЙ КУПЕЦ - с отчеством тогда и бояр не всегда писали) был построен каменный храм. Первоначально церковь была двухэтажной, с приделом во имя Стефана Сурожского, но в 1833 г. перестроена в одноэтажную, а престол Святителя Стефана перенесен в теплую церковь. Теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы находилась к западу от главного храма, но в 1818 г. была разобрана и соединена с ним в одно целое.

Резной иконостас для теплой церкви изготовил в 1819-1820 гг. ярославский мещанин резчик Кузьма Гаврилов Столарев. Царские врата расписывал Семен Степанов Завязошников. В 1821 иконостас был вызолочен вологодским мещанином Алексеем Михайловым Шитиковым. В 1821 г. церковь была расписана стенной живописью ярославским художником Федором Васильевым Банщиковым.

В 1895 г. церковь подверглась капитальной переделке в неорусском стиле на средства ярославского купца И. Н. Дунаева по проекту архитектора Н. И. Поздеева.

В 1918 г. выдающимся церковным композитором и регентом, ярославским священником Василием Николаевичем Зиновьевым при храме была организована певческая капелла

Храм был одним из центров церковного движения непоминающих в 1920-е, закрыт в 1929 г. Сначала его переделали под клуб «Медсантруд». Позднее здесь были склад, пекарня, а с начала 1970-х - цех швейного объединения. Интерьер церкви не сохранился - арендаторы неоднократно перестраивали помещения, разделили основной объём храма на два этажа.

В 1994 г. храм возвращен Русской Православной церкви. Восстановительные работы велись четыре года. В 2001 г. установлен новый иконостас. На сей момент храм не расписан. Интерьеры выглядят так:



14.



15. Иконостас. Очень даже неплохой.

Когда мы вышли, моё внимание привлекли ворота церковной ограды. захотелось сфотографировать, и я не стал отказывать себе в маленьком удовольствии.



16. Ворота.

А купила себе Любовь Александровна чего-нибудь льняного или нет, я так и не спросил :-)

Ну, а мы вернулись на улицу Кирова.



17. Дом №7/8 - здание магазина или, как изящно написано в реестре памятников "Торговое здание" 1902 г. Постройки. Очень типичное для застройки всего района - торговые ряды, чай. Архитектурный стиль, пожалуй, неоклассицизм. Архитектор лично мне не известен. Дом стоит как раз на пересечении улицы Кирова с Депутатским переулком.



18. Фасад по улице Кирова.

Мы двинулись дальше и набрели на милый ампирный домик.



19. Дом № 5/23 - Бывший трактир и гостиница «Столбы». Фото потырено в интернете.

Вот что я сумел узнать об этом здании. Построено оно между 1802 и 1817 гг. в квартале № 16, на углу улиц Угличской (Кирова) и Ростовской (Андропова), в сплошном ряду каменных лавок Старого Гостиного двора. В плане здание представляло собой четырёхугольник, скошенный в параллелограмм, с почти равными сторонами. Оба главных фасада были в 5 осей окон и имели симметричные 4-колонные портики ионического ордера в полную высоту, завершённые треугольными фронтонами. На 1847 г. здание принадлежало Ярославскому Городскому обществу и использовалось как трактир. Позже здесь расположилась гостиница "Большие и Малые Столбы". В 1887 г. новый собственник здания, ярославский купец А. А. Белов подал прошение о перестройке здания с его расширением по Угличской ул. Проект перестройки выполнил Городской архитектор Ярославля Н. И. Поздеев. Здание расширилось пристройкой в 6 осей окон, сделанной на месте старого одноэтажного корпуса, следующий, тоже одноэтажный, корпус был перестроен и примкнул к зданию гостиницы. Здание получило новый единый фасад, для чего был разобран портик, оказавшийся теперь сбоку фасада, центр фасада по замыслу архитектора должен был выделяться слабым ризалитом в 3 оси и круглым слуховым окном, но этого сделано не было. На рубеже XIX-XX вв. комплексом построек владел трактирщик Быков, в основной части здания располагались трактир и гостиница "Столбы", в примкнувшем корпусе, надстроенном так же вторым этажом, лавки - бакалейная, хлебная, одёжная и сапожная.
В 1920-е гг. в национализированном здании расположился Дом крестьянина, оба корпуса были соединены сквозными коридорами и получили общий адрес. В последующие годы в объединённом здании размещались различные учреждения, в том числе с 1954 г. Гидрометеобюро. С 1990-х годов и по настоящее время в здании располагаются Гидрометеоцентр (ЦГМС) и областное управление МЧС, а в первом этаже пристроенных частей по ул. Кирова - рестораны.
Главный фасад здания по ул. Андропова сохранился почти неизменным с момента постройки: небольшой, уравновешенный, в 5 осей с 4-колонным ионическим портиком и фронтоном с глухим тимпаном, на месте центрального окна первого этажа расположен вход. Фасад по ул. Кирова делится на две части. Левая - первоначальное здание и пристройка Поздеева, объединена мерным ритмом 11 осей прямоугольных окон, обрамлённых профилированными наличниками и замковыми камнями, а также сплошными междуэтажной и подкарнизной тягами. Правая часть фасада - пристроенный корпус, так же в 11 осей, имеет общие высоты с левой частью здания. Окна первого этажа полуциркульные, с крупными замками, разделены широкими рустованными лопатками, окна второго этажа по размерам идентичны окнам в левой части фасада, обрамлены профилированными наличниками без замков.
Здание сохраняет деревянные перекрытия. В 1986 г. объявлено памятником архитектуры регионального значения.

А через несколько шагов нам попалось такооооееее...  ;-)))



20. Дом №10 - бывшая гостиница "Бристоль".



21. Фасад по улице Кирова.

Первоначально угловой жилой дом купцов Баловых. По состоянию на І пол. 1840-х имел 3 этажа с ренсковым погребом, лавками на первом этаже и службами во дворе. Много раз менял собственников, постепенно расширяясь вдоль обеих улиц. В 1910 г. перестроен в духе модерна по проекту Саренко Г. В. В здании находилась ресторан и гостиница "Бристоль" Бухарина, а так же ряд других заведений и жилые помещения. В советское время гостиница "Волга" и кафе "Весна". В настоящее время офис банка "ВТБ", кафе "Бристоль" и "Ван Гог" и ряд торговых организаций.

Между прочим, это был первый в Ярославле ресторан. А ведь его могло бы и не быть! Вот интересная история, сохранившаяся с тех времен: Жена купца Друженкова выделила деньги на строительство здания. Её целью было разместить в нем приют для девочек и назвать его в честь покойного супруга. Архитектором был назначен Г. В. Саренко. Но когда постройка была завершена купчихе Друженковой не на что было содержать приют, да и здание было слишком большим для детей. И владелица сдала помещение в аренду Рыбинскому купцу И. П. Сазонову под гостиницу и ресторан.

Ох, что это был за ресторан! Он был отделан в популярном тогда стиле модерн на французский манер по первому разряду. «Бристоль» приковывал взгляды, восхищая изысканностью и размахом. Подлинной находкой здесь стали фризы из цветной керамики, они словно перекликаются с изразцовым декором старинных Ярославских храмов. Реклама гласила: «Электрическое освещение. Роскошный двухсветный зал, электрический силофон, пианино, уютные кабинеты, биллиарды.

Говорят, в окнах ресторана выставлялись девушки, с которыми гость мог отужинать или проследовать в нумера.

«Образцовая кухня» предлагала на завтрак паровую осетрину, крокеты из телятины, холодный нарез; на обед салат-де-пуасон, лапша и солянка, жаркое с индейкой, консоме с пашотом, шарлон паризьен; на ужин рябушка, пудинг, блины. В спокойные времена в «Бристоле» трапезничали такие деятели культуры как Собинов, Шаляпин, Бальмонт и другие немало известные персоны. Автора архитектурного проекта Саренко благодарный Сазонов наградил персональным столиком в зале ресторана, в том самом зале, где когда-то отплясывал легендарный разудальный киноперсонаж Афоня в исполнении Леонида Куравлева. В сериале «Доктор Живаго» роль фешенебельного столичного ресторана сыграл тоже он.

Словом, гнездо чревоугодия, разврата и порока! Даже жаль, что не зашли, но Рейд упущенных возможностей должен оправдывать своё название. Но идём дальше!



23. Дом № 8/10 - 2-й корпус ЯрГУ, в котором располагается физический факультет и приемная комиссия. Бывший Екатерининский Дом призрения ближнего, построенный в 1786 году по проекту архитектора И. М. Левенгагена по инициативе ярославского наместника А. П. Мельгунова. Архитектурный стиль - классицизм.

История строительства здания весьма примечательна. В 1784 г. Алексей Петрович Мельгунов пришёл к ярослaвскому обществу c предложением сложить капиталы для строительства благоустроенного дома, в котором будут проживать и обучаться дети-сироты. Общество наместнику не отказало. Интересно почему? Ну высшее дворянство ладно - идеалы Просвещения, пример матушки-императрицы и вот это вот всё, а отличавшиеся прижимистостью купцы? Может, в Сибирь не хотелось?

Крупнейшее вложение в строительство сделал Ивaн Яковлевич Кучумов - он вложил по завещанию на это здание пятую чaсть своего имущества («вечный капитал») - 20 322 рубля. На строительство давали деньги дворяне Урусовы, Салтыковы, Волконские, Мусин-Пушкины, купцы Затрапезновы, Сорокины и другие. Первых вкладчиков было более полутора сотен.

Строительство было окончено в 1786 г. Открытие Дома призрения ближнего было привязано к 21 апреля - дню рождения императрицы Екатерины II, по окончании была произведена пушечная пальба. Попечителем заведения стала Екатерина Мельгунова, дочь Алексея Мельгунова.

Летом 1786 г. была открыта двухклассная школа - первое светское учебное заведение в Ярославле. В первом классе учились вместе 8 мальчиков и 19 девочек, во втором 10 мальчиков и 2 девочки. Там же осенью появилось главное народное училище. К концу 1786 г., соглaсно отчетaм совета управителей, в Ярославском Доме призрения ближнего воспитывались уже порядка 80 детей - 56 мальчиков и 24 девочки. Немного позже в заведение принимать так называемых «своекоштных» учеников - детей вполне состоятельных семей, за обучение которых платили приличные деньги.

По инициативе А. П. Мельгунова в Доме былa создана большaя портретная галерея. Для заполнения её картинами Алексей Петрович пригласил местного портретиста Дмитрия Михайловичa Коренева. Портретная галерея была написана, приблизительно, ко дню открытия второй очереди Дома призрения 1 октября 1787 г. Из 21 портрета Коренев написал 16 (в том числе - портреты Мельгунова и Кучумова).

В этом же месте расположилась типография первого в русской провинции журнaла под названием «Уединенный пошехонец». От названия я впал в восторг!



24. Дом №4 - Дом причта Ильинской церкви, о которой я расскажу в следующих главах.

Построен дом Ярославским наместником А. П. Мельгуновым для причта Ильинской церкви в 1780-е гг. Последний владелец дома до 1918 г. - Н. А. Минервина.

Из паспорта охраняемого объекта следует следующее:

«Объемно-пространственная композиция:

- «П»-образное в плане 2-этажное здание, состоящее из прямоугольного, слегка вытянутого вдоль красной линии ул.Кирова по оси запад-восток основного объема, и 2-х крупных 2-этажных ризалитов по сторонам дворового фасада, образующих внутренний двор курдонер.

Элементы убранства фасадов:

- оштукатуренные поверхности наружных стен;

- профилированная междуэтажная тяга по периметру здания;

- крупный ленточный кирпичный руст на простенках между окнами 1-го этажа лицевого фасада;

- одиночный замок в перемычках окон 1-го этажа лицевого фасада;

- плоский ризалит в центре главного фасада на три оконные оси;

- прямоугольные вертикальные ниши, обрамляющие окна 2-го этажа лицевого фасада;

- многоступенчатый кирпичный подкарнизный пояс;

- подшивной карниз большого выноса на главном фасаде;

- треугольные кирпичные щипцы, венчающие торцовые стены здания.

- фрагмент ворот по красной линии улицы справа от здания.

Элементы планировочной структуры:

- историческая планировка в капитальных стенах (внутреннее пространство основного объема разделено по центральным осям продольной и поперечной стенами на четыре помещения).

В советское время изменена планировка дома, нарушены интерьеры, заложены и растёсаны некоторые окна.

Ну, и последнее, собственно, здание на улице.



Дом правительства Ярославской области, в девичестве Обкома КПСС (вид со стороны Советской площади). Построено в 1980-1981 гг. по проекту архитекторов Л. Маланштока, П. Савина, В. Шестопалова и Н. Баранова на месте специально снесённого комплекса зданий Мытного Двора. Архитектурный стиль - советский брутализм.

Что ж, улица закончилась. Что смог - рассказал, но ещё много интересного  можно почерпнуть здесь.

В  следующей главе я расскажу про Советскую площадь и  Ильинскую церковь.

8. Стиль МОДЕРН, А - Стиль КОНСТРУКТИВИЗМ, Ярославль, 9.1 - "неоклассицизм", 9.2 - "неорусский стиль", 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ

Previous post Next post
Up