Ярославль. Власевская (Знаменская башня) и Знаменская церковь.

Sep 16, 2024 11:25





01. Власьевская (Знаменская) башня и Знаменская церковь на карте Ярославля.



Власьевская (Знаменская) башня - бывшая крепостная башня в Ярославле, одна из трёх сохранившихся башен Земляного города.

Первое название башни происходит от находившейся рядом древней Власьевской церкви, второе - от Знаменской церкви, пристроенной к башне с восточной стороны в середине XIX в. Башню также называли Углицкими воротами, так как от неё начиналась дорога в Углич.



02. Власьевская (Знаменская) башня и пристроенная к ней Знаменская церковь. Вид с севера.



03. Проездная арка башни. Вид с запада.



04. Вид с северо-запада.



05. Вид с севера. Крупный план.



06. Памятная табличка на башне.

Первое сохранившееся упоминание об укреплениях Земляного города относится к 9 июля 1536 года, когда они, тогда ещё деревянные, сгорели в сильном пожаре. Вскоре по повелению великой княгини Елены башни и стены были отстроены вновь. После большого пожара 1658 г. по указу Ивана Грозного башни были возведены из камня. Проезжая Власьевская башня, как и её двойник Семёновская башня, была дополнительно защищена отводной башней-стрельницей (барбаканом), от которой был перекинут мост через ров. По описанию, сохранившемуся в Переписной книге Ярославля 1668 г., башня завершалась шатром, толщина стен превышала 3 м, высота с зубцами - более 17 м. На Власьевской башне (проезжей и отводной) было сделано «нижних и середних и верхних, и промеж зубцов… по 89 пушечных и мушкетных боев да по 44 окна варовых». А в смете за 1685 г. сообщается любопытная подробность: у Власьевской и Семёновской башен «сделаны два тайника к нижним боям». Издавна на Власьевской башне висел набатный колокол. В одном из документов 1660 г. сообщалось: «колокол весом 3 пуда, что стоял до пожару на Власьевских воротах для сполошного времени, а ныне тот колокол поставлен на столбах, на большой осыпи у Власьевских ворот». В 1685 г. на Знаменской башне указан колокол весом уже в 9 пудов 38 фунтов.

Одновременно с постройкой на стенах башни были написаны иконы - Знамения Богоматери над восточным входом и Спасителя над западным. Вскоре к образу Богоматери сделали деревянную лестницу с площадкой, а затем к стене башни пристроили небольшую деревянную часовню «на столбах».

При проезде через Власьевские ворота в петровские времена взимали налог на ношение бороды и старинной одежды.

Во время пожара 1711 г. деревянный шатёр с дозорной вышкой на Власьевской башне сгорели и больше уже никогда не восстанавливались. В XVIII в. в западной стене отводной стрельницы пробили проход, сделав таким образом прямой проезд через башню.

В 1780-х засыпали ров, разобрали мост и срыли земляной вал с южной стороны башни, а к её южной стене пристроили дом графа Салтыкова (1796 г., перестраивали в 1825 и 1907). К восточной стене вместо деревянной часовни пристроили каменную. В 1810-х срыли земляной вал с северной стороны башни, к северной стене пристроили двухэтажное здание, в 1860-х ставшее гостиницей Кокуева. Таким образом, башня оказалась застроенной с трёх сторон. В 1820 г. разобрали полубашню-стрельницу, при этом образ Спасителя, находившийся на её стене, вырубили и целиком вставили в стену основной башни с западной стороны. Для этого над воротным проездом на высоте верхних боев выдолбили глубокую впадину высотой в 23 ряда и шириной в 5,5 кирпичей. В эту впадину и вставили вырубленную из отводной башни четырёхугольную глыбу стены, заключив её в толстую деревянную обвязку.



07. Фрагмент плана Ярославля начала XIX в. Справа от Власьевской башни (на плане - №43) обозначен Земляной вал.

В 1850 г. часовню расширили, а в 1861 - перестроили в храм во имя Знамения Божией Матери, о котором речь ниже.



08. Башня в 1850 г. Вид с запада.

В 1884 г. башню надстроили помещением для напорного бака городского водопровода, стилизованным под верхний ярус. В 1897 г. Знаменскую церковь перестроили, значительно увеличив длину и высоту.



09. Башня в начале XX в. Вид с запада.

В 1924 г. из западной стены башни был вынут и уничтожен образ Спасителя, а весной 1932 г. уничтожена и икона Знамения Божией Матери. Очень зря - иконы представляли собой большую художественную ценность.

В 1980-м г. здание гостиницы Кокуева снесли, освободив северную и часть западной стороны башни. И это было совершенно правильно.

В настоящее время в башне располагаются компьютерные классы ЯрГУ (на 3-м этаже) и Центр университетского телевидения ЯрГУ (на 5-м этаже).

Ну, а теперь поговорим о Знаменской церкви, пристроенной к восточной стороне башни.



10. Знаменская церковь и Власьевская башня. Вид с северо-востока.



11. Знаменская церковь. Вид с востока.

Церковь иконы Божией Матери Знамение - надвратный православный храм в историческом центре Ярославля, построенный при Власьевской крепостной башне. Основан в 1861 г. на месте часовни в честь иконы Знамение Божией Матери, написанной на стене башни в XVII в.

Однако, началось всё гораздо раньше. В начале XVIII в. взамен площадки, где собирались люди, молящиеся надвратной иконе Знамение Божией Матери, была устроена маленькая деревянная часовенка. «Этою часовнею до 1736 года заведывали священноцерковнослужители градской Власиевской церкви. Икона Знамения Богоматери издавна находилась и находится в особом почитании у жителей г. Ярославля, и часовня, где часто служились молебны пред чтимою святынею, доставляла значительные доходы Власиевской церкви и причту. Афанасиевский монастырь был тогда особенно беден; посему игумен сей обители Иона и исходатайствовал указ, предписавший пользоваться часовнею означенному монастырю и братии его», - так объяснял переподчинение часовни от Власиевской церкви монастырю владыка Сильвестр, епископ Рыбинский и настоятель Ярославского Афанасиевского монастыря, написавший в 1915 исторический очерк, посвящённый 300-летию обители. Указ, исходатайствованный игуменом Ионой, издал преосвященный Иоаким, архиепископ Ростовский и Ярославский, в 1736 году. 16 июля он предписал «у образа Знамения Божией Матери, что на башне Власьевских врат, отправлять молебны Ярославского Афанасиевского монастыря иеромонахам, и все подаяния к тому образу бываемые употреблять в пользу того монастыря».

Словом, всё, как всегда - деньги вертят шар земной.

Деревянная часовня «на столбах» благодаря тщательному надзору и своевременным подновлениям простояла около 80 лет. А в конце XVIII в. была полностью перестроена.

Строили не абы как, а по проекту:



12. «Вид состоящим в губернском городе Ярославле называемым Углицким воротам, при которых назначиваетца вновь к построению часовни для закрытия образа вместо деревянной каменная, которой и представляетца фасад какою фигурою оной быть».

Помимо фасада часовни документ содержит и «План Углицким воротам», на котором изображены не только часовня и Власьевская башня, но и «чрез ров мост на сводах, по которому с обеих сторон парапетные стенки», и отводная «полубашня вышиною в половину башни». На плане видно, что ворота отводной башни уже пробиты в западной, а не в южной стене, то есть проезд устроен сквозной; у часовни слева и справа от проездной арки на фасаде нарисованы двери. В пояснении говорится: «Для постройки вновь часовни каменной по чертежу, в которой назначаетца по № 5 быть входной лестнице, по другую сторону по № 6 быть караульной будке». Есть на проекте и дата его утверждения - 29 мая 1790 г., и подпись архитектора - Александр Гусев.

Часовня же у иконы Знамения простояла 70 лет. «В 1850 году, - читаем в „Церковно-археологическом описании города Ярославля“, изданном в 1860 г. А.П. Крыловым, - старанием строителя Иннокентия, нынешнего настоятеля Афанасиевского монастыря, часовня распространена и внутри украшена довольно хорошей живописью; она между прочими изображениями, представляет славнейший подвиг новгородцев, победу над ополчением князей суздальских, которою обязаны они были чудному заступлению Божией Матери и молитве своего Архиепископа, Угодника Иоанна. Икона Божией Матери в серебряной - позолоченной ризе. В пятницу еженедельно, после поздней литургии, в часовне пред образом Богоматери поётся молебное пение и читается акафист, что обыкновенно совершается Настоятелем монастыря или старшим Иеромонахом».

Что стоит за словом «распространена», поясняет владыка Сильвестр: «Вместо деревянного входа устроено каменное входное крыльце, и часовня распространена пристройкою с лицевой стороны каменной стены». Но доступ богомольцев на молебны всё равно остался весьма ограниченным. Поэтому в 1860 году возник проект устроить вместо часовни церковь.

С такой идеей к архиепископу Нилу обратился купец 2-й гильдии А. И. Оловянишников. Он придумал такой план: поскольку Власьевская башня в это время стояла заброшенной и никак не использовалась, он предложил устроить внутри башни надвратную церковь во имя Святого Иоанна Лествичника и Благоверной княгини Ольги. Правящий в то время архиерей - архиепископ Нил - план Оловянишникова поддержал, городские власти тоже были не против. Возражения последовали от братии и настоятеля Афанасиевского монастыря. По их мнению, поскольку часовня устроена в честь чудотворной иконы Знамения, «очень почитаемой как ярославцами, так и окольными обывателями», замена часовни «церковию во имя Св. Иоанна Лествичника и Благоверной царицы Ольги для монастыря бесполезна, да и гражданам многим будет неприятна. Ибо среди граждан и обывателей немало есть таких, кои собственно называются часовенными, а им, часовенным, замена сия не послужит ли к уклонению их и от Знаменской иконы?»

Какие молодцы, правда? Бизнес старадать не должен!

Тогда Оловянишников предложил новую идею: устроить церковь не в башне, а на месте часовни, чтобы чудотворная икона Знамения оказалась таким образом внутри церкви. Здесь никто не возражал, и, как писал в 1878 г. в «Ярославских епархиальных ведомостях» журналист и краевед В. И. Лествицын, 31 января 1861 г. указом Святейшего Синода № 144 «дозволено было устроить церковь в честь Божией Матери, Ея иконы Знамения, из существовавшей издревле при Власьевской башне часовни при древней на той башне иконе Божия Матери, с оставлением ея по прежнему приписною к Афанасиевскому монастырю».



13. Знаменская церковь, построенная в 1861 г. Фото начала 1890-х гг.

Все работы были закончены в течение 1861 г. Это был один из ранних образцов неорусского стиля, который тогда ещё только заканчивал своё оформление. Церковь простояла в неизменном виде 35 лет и успела попасть в объективы нескольких фотографов, сохранивших её внешний вид для потомков. А Алексей Лебедев подробно описал её внешнее и внутреннее устройство:

«Фасад храма является в следующем виде: под ним в средине открывается пролётная арка, служащая продолжением башенных ворот. По сторонам ея к стене примыкают крыльца, покрытыя железными навесами. С правой стороны крыльцо ведёт на лестницу, устроенную для входа в церковь; а с левой - в палатку. Нижний этаж от верхнего отделяется поясом, выделанным из кирпича. Стену последнего этажа в высоту разделяют лопатки или пилястры на три части; верх этих частей представляется в форме мысообразных кружал или теремков, обведённых карнизами. Среднее кружало шире и выше боковых. В средней части заключается три окна, а в боковых по одному; окна с дугообразными перемычками, с сандриками и наличниками. Над срединою кружал или теремков водружены железные осмиконечные позолоченные кресты. Стены здания выбелены; над аркою, соединённою с башенными воротами, написан образ Знамения Божией Матери; над правым крыльцом - Господа Саваофа; а на среднем кружале, в карнизе, олицетворено чудо Божией Матери, бывшее в великом Новеграде во время нашествия суздальцев, при новгородском архиепископе Иоанне в 1170 г. Кровля над храмом железная, окрашенная медянкою.

Внутренность храма разделяется на четыре части: в 1-й находится лестница, ведущая в притвор или паперть, во 2-й - паперть, в 3-й - церковь и алтарь, а в 4-й - келия для служащих при храме. Вход в келию - из церкви. Всё здание освещается 8-ю окнами. Храм нагревает изразцовая печь, устроенная в келье".

Предалтарный иконостас церкви имел один ярус. Все иконы были «новой кисти», писаны в Троице-Сергиевой лавре. А главной достопримечательностью и предметом особого почитания была, конечно, храмовая икона Божией Матери Знамения. Образ был обложен позолоченной ризой, украшенной жемчугом и различными камнями. К иконе по всей западной стене храма был устроен двухъярусный иконостас.

Стены и потолок храма расписали в 1870 г. В алтаре было изображено моление Господа Иисуса Христа в саду Гефсиманском, на потолке - св. Иоанн, архиепископ Новгородский, в молитвенном положении пред иконою Знамения Божией Матери во время осады Новгорода великим князем Андреем Боголюбским; на стенах - чудеса от иконы Знамения Богоматери.



14. Казанская улица и Знаменская церковь, построенная в 1861 г. Фото начала 1890-х гг.

На стене церковной паперти была начертана следующая надпись: «Во славу святыя живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, устроен храм сей во имя находящейся в нём чудотворныя иконы Знамения Божией Матери из прежде бывшей часовни по благословению Святейшаго Синода и Высокопреосвященнаго Нила, Архиепископа Ярославскаго и Ростовскаго, усердием ярославскаго купца Арсения Ивановича Оловянишникова, в 1861 г., обновлён же живописью и вновь позолотою в 1870 г., при настоятеле Афанасиевскаго монастыря архимандрите Николае, тщанием благотворителей, усердствующих к иконе Божией Матери».

Новая Знаменская церковь

Впрочем, очень быстро выяснилось, что и новая церковь слишком мала (возможно, поэтому за ней в народе, да и в газетах, так и закрепилось название часовня). Да и неудивительно - желающие на богослужение системно не влезали, особенно зимой.

И вот, как пишет историк Преображенский, «преосвященный Иоанникий, бывший епископ Угличский, викарий Ярославский, в 1896 г. составил новый план для расширения Знаменской церкви. Он оставил алтарь на прежнем месте, а для храма положил сделать пристройку на 3-х саженях в восточную сторону. При таком плане Власьевская башня оставалась неприкосновенною. Дума дала своё согласие на такое предложение и преосвященный Иоанникий не замедлил изыскать средства на эту постройку. Храм был построен в 1897 г. Работы были начаты в апреле и окончены в ноябре того же года. Вся постройка стоила около 30 тысяч. Освящение храма совершал преосвященный Иоанникий 21 декабря 1897 года. Чтимый образ Знамения Богоматери остался на прежнем месте».

Проект перестройки Знаменской церкви в неорусском стиле выполнил городской архитектор А.  А. Никифоров. Перестроенный храм стал не только больше по площади, но и выше на 11 ½ аршина. На храме на тонком барабане была установлена глава с позлащённым куполом и крестом. На наружной стороне восточной стены были написаны иконы Господа Саваофа и Знамения Божией Матери.



15. Знаменская церковь. Открытка начала ХХ в.



16. Ещё одна открытка того же времени.

Внутри «вместо прежнего тесного Св. алтаря устроены совершенно заново два Св. алтаря с новыми же иконостасами и одним Св. престолом, обращённые на запад так, что икона Знамения Божией Матери, написанная на западной стороне, находится между алтарями». Случай ориентации алтарей на запад - редчайший в христианстве, и объяснялся в данном случае лишь тем, что вся церковь посвящалась древней иконе, написанной на внешней стене Власьевской башни, обращённой на восток. Внутри храма эта стена получилась западной. Наверное, общественностью воспринято это было неоднозначно - жуткое нарушение канонов, между прочим.



17. Внутреннее убранство Знаменской церкви.

Икона в новом храме была украшена новой серебряной ризой, осыпанной крупным жемчугом, с помещением в некоторых местах алмазов и бриллиантов. В 1909 г. известный церковный вор Варфоломей Стоян попытался похитить эту ризу, но не взлетело и пойманный вор умер в Шлиссельбургской крепости, где отбывал 25-летний срок по совокупности своих художеств.

А потом случилась Революция. В марте 1920 г. церковные ценности Знаменской церкви были экспорприированы. Летом того же года Губисполком отобрал у приходской общины и сам храм и передал его обновленцам.



18. Знаменская церковь. Фото 1930 г.

В январе 1930 г. обновленческий епископ Софония (Яскевич), узнав о планах властей снести Знаменскую церковь, обратился в местный отдел Главнауки с просьбой поставить на учёт икону Божией Матери Знамение как археологическую древность. Заведующий ярославским отделением Центральных реставрационных мастерских Демьянов ответил: «Мастерские взяли курс на сборку всех древних ценных культурных вещей по округу для реставрации и реализации их через Госторг за границу и никаких хранений на местах (особенно у попов) допускать не намерены. Считая фреску второстепенной по значению, мастерские просят горсовет ходатайствовать пред Окрисполкомом о разборке Знаменской часовни. Резолюция: вопрос решён на президиуме, и Знаменская часовня передана Кустшвею».

Вскоре икона была сбита со стены, а 8 марта 1932 г. церковь и вовсе закрыли. В ней разместили склад, затем культбазу Ярпищеторга, с 1942 г. по 1980 г. - кинотеатр «Луч», затем здание пустовало, и в 1990 г. его передали киностудии «Юность».

В 1990-1991 гг были проведены реставрационные работы под руководством архитектора-реставратора Семёна Новикова. В конце 1991 г. восстановлена церковная глава.



19. Идут реставрационные работы. 1991 г.

В 2014 г. Знаменский храм был возвращён Русской православной церкви. 6 января 2015 г. была проведена первая служба.

С 2015 г. церковь стала приходской.

Вот такая история. А мы, пройдя проездной аркой, свернули на улицу Кирова. Но об этом в следующей главе.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III;

1.8 - Древнерусские крепости, 1.6 - Архитектура Московского царства, 9.2 - "неорусский стиль", 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ

Previous post Next post
Up