История архитектуры…
У меня с этим зданием связано много воспоминаний. В шестидесятые годы это был дом с колоннами, в глубине загадочного двора. И во дворе - тоже загадочный обелиск. И никакой информации, кроме двух слов в старом архитектурном путеводителе по Москве. Ворота на запоре, не подойти. И очень странное название переулка - Армянский, тоже вызывало вопросы.
Несколько раз во время наших прогулок по переулкам в центре города, я специально выбирал маршрут таким образом, что бы пройти по Армянскому переулку и посмотреть дом-дворец, его парадный двор и загадочную колонну- обелиск в центре двора. Все было таинственно и непонятно.
В 1989 году вышел в свет II том «Памятники архитектуры Москвы. Белый город». Теперь прояснилась история этого дома, его название «Лазаревский институт», появились генплан и планы. И общие сведения об этом архитектурном комплексе. И очень неожиданная информация о древних палатах, которые были обнаружены в основе правой части дома, так называемом большом типографском корпусе. В книге был представлен и проект реконструкции этой части здания с выкристализацией фасадов палат XVII.
Генплан: 1 - Главный дом. 2 - Северный боковой флигель. 3 - Южный боковой флигель. 4 - Большой типографский корпус (палаты XVII века) . 5 - Малый типографский корпус (флигель усадьбы XVII века . 6 - Ограда с воротами. 7 - Обелиск. 8 - Конюшня. 9 - Поздние постройки.
План большого типографского корпуса (палаты XVII века)
Проект реконструкции большого типографского корпуса выполнен в натуре и его можно рассмотреть на фотографиях.
Интерьеры и не только…
А в конце 1980-х годов мы смогли наконец-то попасть внутрь здания. Причем не просто посмотреть интерьеры, а побывать на поистине неординарной выставке. Это была, кажется, юбилейная выставка художественных творений так называемых "Митьков". Теперь они хорошо известны и чуть ли не признанные гении. А в советские годы, точнее уже на закате СССР - когда вожжи немного ослабили - здесь, в залах Лазаревского института им разрешили показать все их картины. Помню, мы долго смеялись на их откровенные рисунки с деталями отдельных органов нашего тела. Вот Иван царевич везет принцессу на сером волке, все давно знакомо, но вдруг замечаешь, что у царевича и у волка органы весьма откровенно вздыблены. Конечно - хулиганство отпетое, слов нет. Но все весело, с милой шуткой. А уж рисунки с детальным описанием всего нарисованного - это вообще был полный отпад.
Но тогда это была неформальная выставка, где-то в никому не известном здании. И узнали мы о ней чуть ли не со страниц газетки «Спид-инфо», которая была в те переходные годы своеобразным рупором неформалов.
Несколько их «картин» я подобрал в интернете. Не уверен, что именно эти творения мы видели на выставке в конце 1980-х годах. Но по стилю - очень даже похоже.
Митьки- бурлаки
«Митьки приносят Ивану Грозному нового сына». 2013.
Тельняшки
Конечно, осмотру интерьеров мы уделили мало внимания, теперь я об этом жалею. Но тогда эффект от посещения выставки перекрыл все остальное.
В наши дни посмотреть интерьеры Лазаревского института проблематично. Так что для оправдания названия "ИНТЕРЬЕРЫ" мне придется показать несколько фотографий их интернета. Их немного, но уж точно - именно этого здания (указан адрес):
Новые времена в Армянском переулке …
И совсем недавно я вновь попал в эти края, прогулялся по Кривоколенному переулку и немного по Армянскому. В первую очередь надо сказать два слова о главном доме.
Огромная усадьба в Армянском переулке сегодня сияет новой отделкой, новыми плиточными тротуарами, пышным озеленением парадного двора, и золотыми львами на воротах. Все как положено. Ворота как всегда закрыты, ограды тоже как новенькие, и будка охраны на тротуаре. И бдительные стражи в милицейской (ой, перепутал - в полицейской) форме тоже прогуливаются вдоль забора.
Но если пройти немного подальше по Армянскому переулку, то нам откроются несколько иные картины.
Усадьба Милославских, XVII век …
Боковой фасад большого типографского корпуса. Фото - galik_123 - февраль 2019 г.
А боковой фасад так называемого типографского корпуса усадьбы, перестроенный из палат XVII века - как бы застыл на века в своем состоянии. Палаты Милославских - Меллера, одно из крупнейших жилых зданий Москвы XVII века, ориентированные во двор, как и принято было в те времена, сегодня остаются в том же виде, как и десять и тридцать лет назад. Сделанная уже давно реконструкция фасада с выделением древнерусской архитектуры производит впечатление недоделанного эскиза. Причем эскиза не на чертеже, а в натуре.
Такую картину я видел и много лет назад, и в июне этого, 2020 года.
Но теперь на углу Армянского и Кривоколенного переулков я еще увидел и абсолютные руины здания. Это и есть Малый типографский корпус (флигель усадьбы XVII века). На генплане он обозначен под №5.
Вид всей окружающей территории "с птичьего полета" -
Наверное - не имеет смысла еще раз повторять названия сооружений, они даны в начале статьи на Генплане. А на этом снимке «из космоса» четко видна самая главная беда - Малый типографский корпус (флигель усадьбы XVII века), который должен бы находиться на углу Армянского и Кривоколенного переулков - уничтожен. И на его месте уже успела вырасти роща деревьев.
Фрагмент фотографии в крупном масштабе с информацией о строителях - пускай страна знает своих героев (((
Угловой Малый типографский корпус (флигель усадьбы XVII века) - фактически уничтожен и его место уже заростает деревьями. Да здравствует озеленение Родной Столицы ((
А вот так флигель выглядел совсем недавно - в 1987 году. …
Вот на такой грустной ноте я заканчиваю свою повесть. Как говорится грудь в крестах, а Jопа в кустах. Остается надеяться, что хотя бы в XXI веке заказчик и строители исправят свои ошибки и воссоздадут угловой флигель. Тем более, что это сооружение находится в ответственной градостроительной точке города, на перекрестке двух исторических московских переулков.