Концепция пространственно-временной художественной интеграции

Mar 31, 2013 08:19

  Часть 2. Пространственно-временное "поле" художественной интеграции

Интеграция - универсальный принцип пространственно-временной конструкции, среды как таковой, а также - архитектурного творчества как синтетической области науки, искусства, человеческой деятельности. Обе системы, «средовая» и «архитектурная», опираются на объективные и субъективные, реальные и потенциальные, искусственные и естественные факторы. Интеграционная концепция гораздо шире архитектурного поля деятельности и объединяет как прогнозируемые, так и спонтанные явления ноосферы и техносферы.
            Рассматривая фундаментальную категорию пространства как «поле» художественной интеграции, выявим ее родовой интегративный потенциал во взаимосвязи с природой архитектурного творчества. Перечислим интегральные пространства современного города: общественные и культурные центры, медиа-комплексы, открытые городские пространства (жилые и общественные), а также «промежутки», буферные зоны, площадки для празднеств.

Система средовой интеграции выстраивается по ряду направлений.
1. Художественная концепция - пространство синтеза искусств:
- пространственного синтеза;
- временного синтеза;
- пространственно-временного синтеза.
2. Концепция социальной активации (адаптации) - интерактивное пространство:
- игры - пространство для развлечения и праздника;
- многомерного диалога - коммуникативное пространство;
- комфортного или интенсивного эмоционального поля - эмоционально насыщенное пространство.
3. Концепция контекста - пространство условных ограничений:
- вымышленного контекста - «идеальное» пространство авторского замысла;
- историко-культурного контекста - пространство реставрации, реконструкции и модернизации;
- непрерывности городской среды - целостное пространство города;
- экологическая концепция - органическое природное пространство.
4. Концепция технического сопровождения - пространство инновационных решений:
- конструктивная - пространство передовых разработок и конструкций;
- медиативная  - информативное и медиа-пространство;
- эргономическая - удобное пространство жизнедеятельности человека;
- технологическая - пространство по современным эксплуатационным требованиям.
5. Концепция многомерного интеграционного синтеза - интегральное городское пространство.

Ценными ориентирами при анализе пространственной художественной интеграции служат теоретические модели, сформулированные академиком А. В. Иконников: перцептивное и художественное пространства. Перцептивное пространство «соединяет отражения реального пространства органами чувств человека, приведенные к интегральному представлению» [1]. Художественное пространство предполагает совокупность художественных образов взаимодействующих искусств и условий их синтеза. Обе модели учитывают личное отношение человека и представляют два полюса: непосредственное восприятие и структурированную образную систему. В противостоянии этих «полюсов» - драматургия образного восприятия пространства, которое повсеместно наполнено символами и при этом дает свободу их прочтения. Художественное пространство предполагает совокупность художественных образов взаимодействующих искусств и условий их синтеза. Обе модели учитывают личное отношение человека и представляют два полюса: непосредственное восприятие и структурированную образную систему. В противостоянии этих «полюсов» - драматургия образного восприятия пространства, которое повсеместно наполнено символами и при этом дает свободу их прочтения.
          Особое значение в художественной концепции интеграции приобретают закономерности, связанные с категорией времени. Во-первых, переживание времени отражает физическое восприятие, которое изменяется в разное время года и суток, зависит от состояния погоды и т.п., а также продиктовано индивидуальным ощущением. Другая трактовка связана с понятием хронотопа как пространственно-временного единства, которое каждый раз фиксирует интегральную идентичность настоящего (мгновения, периода, эпохи). Временные качества находят художественное выражение через законы организации пространства. Остановимся на вариантах восприятия архитектурного пространства во времени: симультанном, сценарном или эпизодическом.
        Симультанность в художественной культуре воплощается в единовременном действии и восприятии различных видов и жанров творчества, индивидуальных художественных языков и персональных творческих систем. Рассматриваемое явление понимается как интегральная форма представления творческого замысла в единый момент времени, особая методология встраивания произведения во время и способ восприятия действительности [2].
        Применительно к построению архитектурного пространства симультанный принцип проявляется в репрезентации и восприятии всего архитектурного объекта единовременно, при котором время сжимается до точки-мгновения. В интерьере целостность достигается организацией многосветных пространств, а симультанность внешнего облика обусловлена решением архитектуры одной крупной темой. При этом трансформируется масштаб не только пространственный, но и временной: адресат сразу воспринимает целостный архитектурный образ крупного здания.
          Сценарность подразумевает организацию траектории движения внутри объекта или ансамбля, характеризующуюся сменой пространственных впечатлений: масштабов, эффектов освещенности, характера визуальных раскрытий. Стоит отметить, что сценарные приемы исторически наиболее характерны для культовой, дворцовой и мемориальной архитектуры, где пространство жестко подчинено соблюдению ритуала или несет выраженную идеологическую нагрузку. Методы последовательного выстраивания сценария экспозиционных залов традиционны для музейных комплексов. Сегодня, наряду с продолжением указанных путей, сценарность сопутствует модному приему театрализации архитектуры.
   Эпизодичность и фрагментарность, подразумевающие выборочное или спонтанное восприятие, играют важную роль в формировании художественного образа архитектуры в сознании адресата. Время, как и в первом случае, предстает в форме мгновения, но принципиально без симультанного «сжатия», смысловой или образной концентрации, без обязательного охвата всей целостности произведения.
           «Поле» пространственно-временной интеграции распространяется в системе города, который одновременно является постоянно обновляющейся средой социального действия, разнонаправленных профессиональных интересов и творческих устремлений. С позиции разновременного контекста исторического города интегративным основанием выступает концепция «Genius Loci» («Духа Места») в единстве идентичности пространства и архетипов его восприятия, отсылающих к бессознательным механизмам памяти. В поле взаимодействия включаются как материальные артефакты и следы минувших эпох, так и духовные категории, религиозные и мировоззренческие ценности, нормы поведения. Целостность восприятия истории и современности, подкрепленная интеллектуально-чувственной рефлексией в искусстве и архитектуре, становится показателем культуры социума.
            Пространство и время «встречаются» в архитектурной форме, которая фиксирует стиль, концепцию, язык отдельного зодчего и эпохи в целом. Именно форма, в этом интегральном ракурсе восприятия - осязаемый результат творчества архитектора и вещественное послание адресату - реальному и потенциальному. Таким образом, вполне закономерно считать архитектуру собирательной «формой» времени - воплощением художественного «хронотопа».
            Город невозможно представить без развитой коммуникативной структуры, существующей на всех уровнях жизнедеятельности. Художественная интеграция помогает формированию концепции диалога на символическом уровне с использованием традиции, знака, игры, а также в эстетических аспектах архитектурной модернизации [3].
          Таким образом, исторический город - многомерное интеграционное «поле» взаимодействия пространств, времен, людей, концепций, художественных явлений и технологий по базовым слоям интеграции: средовому, деятельностному, концептуальному и универсальному. С антропоцентрической точки зрения городской организм развивается как организованное пространство жизнедеятельности - среда. В свою очередь среда складывается во взаимопроникновении природного и искусственного, в постоянном диалоге культур, искусств и профессиональных интересов, в сосуществовании разной архитектуры. Течение времени определяет вечную диалектику традиций и новаторства как смены стилей, направлений, художественных концепций. При этом именно художественное начало задействовано в каждом элементе многополярной системы, рождая целостный художественный образ города в творчестве архитектора, в сознании адресата, в произведении архитектурного искусства.







[1] Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М.: КомКнига, 2006. С. 57-59
[2] Петров М.А. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. М.: Изд-во «Индрик», 2010. - 176 с.: ил. С. 14, 15               
[3] Дуцев М.В. Современный город как пространство диалога // Современная архитектура мира. Вып. 2 / отв. Ред. Н.А. Коновалова. - М.; СПб. : Нестор-История, 2012. - 482 с. С. 221-244

© М. В. Дуцев, 2012

коммуникативность, архитектурная концепция, искусство архитектуры, художественная концепция, авторский язык архитектора, художественная интеграция, архитектурно-художественный синтез, пространство современного города

Previous post Next post
Up