Современный город как пространство диалога. Часть 1

Mar 03, 2013 21:58



Статья посвящена формированию пространства современного города в аспекте архитектурной коммуникации. Автором предложена классификация архитектурно-художественного синтеза как средства многомерного диалога на основе традиции, с использованием знака и символа, в русле концепции игры и в аспекте архитектурной модернизации. В статье выявлен ряд подходов к синтезу: обращение архитектора к литературным аналогиям, историческим образцам, к архетипам, к новым технологиям, к знаковым ассоциациям. Интеграционные взаимодействия раскрываются в статье по различным взаимосвязанным направлениям: средовому, функциональному и образно-символическому. Автор рассматривает современные постройки Я. Херцога и П. де Меррона, Р. Колхаса, П. Эйзенмана, З. Хадид, и Ж. Нувеля с позиции многомерного диалога, индивидуального языка архитектора, историко-культурного контекста и художественной концепции произведения. В статью вошли материалы НИР Министерства образования и науки РФ на тему «Разработка методов художественного синтеза в архитектурной деятельности» рук. А.Л. Гельфонд, 2009 - 2011 гг. Статья сопровождается авторскими фотографиями архитектурных объектов.

К началу ХХI века сформировался многополярный мир, неотъемлемыми чертами которого стали междисциплинарность, полицентризм, плюрализм, многозначность и неопределенность. Современная культура - культура диалога. «Жить - значит участвовать в диалоге», - это программное высказывание М. Бахтина стало своеобразным манифестом современности. Город, тем более, исторический - пространство взаимодействия множества смысловых и знаковых слоев, разнообразных потребностей и функций, разнонаправленных интересов. Обобщая основные направления, можно выделить следующие укрупненные формы диалога в пространстве города:
- историко-культурный;

- социальный;

- концептуальный;

- художественно-символический.

Современная архитектурная наука понимает город как разновременной ансамбль с историческими и культурными наслоениями, маркирующими место в сознании человека. На каждой улице, площади, в сквере, в каждом доме ощущаются свой особенный колорит, настроение, образ - «Genius Loci» - «Дух Места». Это выражение прочно вошло в научный обиход, образно обозначив историко-культурный контекст архитектурного творчества (К. Нурберг-Шульц, К. Линч, А.В. Иконников). Важный ракурс понимания места - в наличии адресата, личности, воспринимающей окружение, аккумулирующей смысловые и эмоциональные посылы, способной выразить образ пространства в своем авторском творчестве («Гений места», П. Вайль). При этом собирательный, многомерный образ дает ключ к прочтению всего города. Даже при взгляде сверху исторический город - своеобразный символический «текст», позволяющий понять ценностный выбор общества на определенном этапе (рис. 1).

Сегодня в архитектурном творчестве на первый план выходят персональные авторские концепции: архитектор-творец рождает авторское видение, свой индивидуальный пластический язык - персональную целостную систему методов и принципов, составляющую суть современной архитектурной парадигмы. Стремление к самовыражению сопровождается серьезными проблемами в восприятии архитектуры. У каждого автора - уникальный язык: своя «морфология», своя «грамматика», свой «синтаксис». Аспект непонимания или недопонимания распространяется как на профессиональную сферу, так и на восприятие архитектуры потребителем - адресатом. В сложившейся ситуации полилога необходимы интегрирующие начала, которые призваны помочь сопоставить различные персонифицированные смыслы.

Рассмотрим архитектурно-художественный синтез как средство диалога. В этом ракурсе авторская творческая концепция становятся синтезирующим ядром в междисциплинарном культурном и научном пространстве. С определенной долей условности будем понимать термин «художественное» как совокупность личностного мироощущения и способов его воплощения в материальной действительности, как меру духовного наполнения и авторской идентичности архитектурного творчества, возводящего его в ранг искусства. Обладая интеграционной многослойностью и целостностью, авторская концепция несет ген коммуникативности, открытый диалогу [1]. В свою очередь, архитектурное произведение достигает наибольшей цельности, когда выстраивается путем многомерного синтеза: авторской концепции и социальных запросов; функциональных, конструктивных и художественных посылов; духа места и ощущения времени.

Заявленное многомерное понимание архитектурного творчества открывает широкие возможности для диалога на разных уровнях: «старого» и «нового»; типового и индивидуального; автора и адресата; «нового» и «нового»… Выявим основные направления диалога в пространстве города на основе развития концепции архитектурно-художественного синтеза.










Рис 1. Панорамы исторических городов. Париж. Нижний Новгород. Вологда

Диалог на основе традиции. Тектоника. Ордерная система. «Игра в стили»
Ордер - единственный «говорящий язык» за пределами профессии» - отмечает академик А.В. Иконников [2]. Тектоника ордерной системы - вероятно, самая прочная архитектурно-строительная традиция. Как правило, грамотное использование ордера позитивно маркирует архитектурный объект в сознании обывателя как принадлежащий к классическому направлению - «классика». Обратная реакция зрителя возникает при разрушении системы (алогизмы, упрощения, отсутствие «ожидаемых» архитектурных приемов) - «модерн», «авангард», «модернизм»... Эти полярные непрофессиональные оценки, тем не менее, выражают оппозицию «старого - нового» как вечную проблему человеческого восприятия.

Обращение целого ряда архитекторов к классической традиции, к новой интерпретации ордерной системы - востребованный архитектурный подход. Английский архитектор Девид Чипперфилд программно использует в своем творчестве определенный набор авторских композиционных и пространственных приемов, созданных на базе ордерной системы. Это своеобразный упрощенный и обобщенный ордер, решенный на уровне абстракции. Минималистичная архитектура здания музея современной литературы в Марбахе-на-Некаре (Германия) рождает ассоциации с античным храмом, что корреспондирует к архетипу музея как «храма искусства». При этом «ордер» абсолютно лишен декора - архитектурный объект предстает как классический прообраз.

Постмодернизм использовал «игру в стили» разных эпох как художественную метафору. Петербургский архитектор Михаил Мамошин выбирает стилизацию (северного модерна, неоклассики, ар-деко) как метод создания «культурологической подосновы» для проектирования. Базой его подхода стало «видение будущего в контексте прошлого», опирающееся на концепцию антиэнтропийного развития русского религиозного мыслителя Н.Ф. Федорова. Наиболее цельно философия авторского проектирования проявилась в застройке так называемого 130-го квартала (примыкающего к Невскому проспекту), представленного сегодня зданиями гостиничного комплекса «Novotel» (рис. 2). Обозначая культурологический контекст проекта, архитектор отмечает, что это место в городе ассоциируется с открытыми пространствами и перспективами «идеального» города. Объект является реминисценцией к «урбинским ведутам», итальянского художника Пьеро Делла Франческа, датированными 1480 годом - эпохой позднего Средневековья, с ее узкими улицами и небольшими площадями перед готическими соборами. Таким образом, архитектор создает легенду идентичности родного города, при этом воспринимая Петербург как глубоко исторический город, наполненный художественными символами прошлого [3].

Проблематика диалога старого и нового в пространстве города находит применение в методике архитектурного образования. Кафедрой архитектурного проектирования Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) проводится студенческий проектный семинар «Нижний Новгород 2-2-2-2. Пространство диалога», посвященный проблеме изучения города как многомерного обитаемого пространства. Участникам предлагается выявить основные родовые черты Нижнего Новгорода - индивидуальное «лицо» города - и предложить авторскую концепцию развития его идентичности, представить возможность «новой истории» Нижнего Новгорода на основе развития его архетипических свойств.

Студенты должны выбрать для разработки четыре знаковых для города места и выявить устойчивые ассоциации, связанные с каждым из них - определенные нижегородские архетипы: социальные, исторические, средовые, знаковые. Далее предполагается разработка стратегии формирования пространства с опорой на проведенное исследование в свободной форме (проект-концепция, макет, текст, видео- или иная медиа-презентация) Таким образом, основная цель и миссия конкурса - выявить, проанализировать и спрогнозировать характер идентичности городского пространства, найти новое, далекое от стереотипов, понимание города и пути его развития в продолжение нижегородской традиции.




Рис 2. Гостиничный комплекс “Novotel” в Санкт-Петербурге, арх. Мамошин М.А.

Диалог на основе знака и символа. Театрализация. Литературный контекст

Образно-символическое направление диалога раскрывается в многообразии взаимосвязанных подходов к формированию художественной концепции и образа архитектурного произведения. Коммуникативная функция данного вида архитектурно-художественного синтеза осуществляется путем вовлечения адресата архитектуры в смысловое и символическое поле авторского замысла, наполненного персональными концептами, метафорами, образами. Особое значение при этом имеет выявление интегрирующей роли объединяющего и ведущего образного начала (начал), в качестве которого (которых) может выступать культурный или исторический контекст, индивидуальный язык и стиль мастера, а также тот или иной вид искусства: музыка, театр, кино, фотография, живопись, графика, скульптура... Широкое распространение получили использование литературного контекста и приемы «театрализации» архитектуры, ориентированные на современное «общество спектакля» (по определению Ги Дебора [4, С. 130]). Знаково-символический подход широко востребован современными архитекторами. Являясь синтезирующим по природе, он позволяет вести диалог в пространстве и времени, связывая различные стили, исторические, культурные и смысловые контексты, авторские художественные концепции.

Архетип как средство диалога в символическом пространстве города

Социальный аспект проблемы диалога в городе напрямую связан с организацией функциональных процессов. При этом особое значение приобретает психологический фактор, представленный различными архетипами поведения горожан, их социальных ролей и т.п.   Художественно-символическая сторона проблемы связана с формированием семантического поля современного (исторического) города, в котором эти жизненные процессы осуществляются.

Наслоения времени, исторических эпох и стилей, прежде всего, воспринимаются на примере города как разновременного «живого» образования. «Рим - это не то, что мы видим сегодня, а это множество слоев истории и места» (З. Фрейд). Возможность считывать эти исторические «коды» определяет глубину понимания места, его традиций, являясь своеобразным показателем культуры социума. Это процесс культурно-исторической идентификации, связанный с поиском архетипических знаков и символов, определенного «генотипа» обитаемого пространства. В этом аспекте архитектура вплотную взаимодействует с категорией времени, а архетип выступает как форма архитектурной памяти - отпечаток, модель устойчивого архитектурного образа в бессознательном восприятии человека - адресата архитектуры [5].

Архетип на уровне среды указывает одновременно на характер ландшафта, время и стиль застройки, помогая наиболее обобщенной идентификации объекта или комплекса зданий. Архетипические части здания: проемы, арки, башни, эркеры, балконы, карнизы, фронтоны, элементы декора, отделка поверхности, - становятся квантами архитектурного впечатления. Архетипы как отвлеченные образы могут различаться по мере условности: от точного цитирования реального прототипа до абстрактной геометрии, от исторической или типологической адресности («храм», «жилище», «ярмарка», «театр») до «азбуки» архитектурных форм. Мера абстрагирования проявляется также в утрате объемности - переходе в двухмерное пространство знака: «типологического», концептуального, художественного. При этом образ архетипа не претендует на соблюдение принципов протофункционализма, что позволяет стать приемом интеллектуальных игр (рис. 3).




Рис. 3 Диалог времен в символическом пространстве города. Здание банка в Париже

Диалог на основе концепции игры. Социальная ориентация пространства.
Эмоциональный фон архитектурной коммуникации

Социальная привлекательность архитектурного объекта часто обусловливается уровнем демократичности и открытости пространства, особым эмоциональным строем архитектуры, ее «атмосферой» и «настроением». Все эти качества определяют степень коммуникативности среды, необходимую для осуществления многомерного диалога. Для более легкого контакта с потребителем архитекторы зачастую обращаются к концепции игры на уровне объектного или средового проектирования. При этом архитектурный объект далеко не всегда следует сложившейся типологии, привлекая внимание самыми провокационными средствами. Широко применяемый образно-символический подход к формообразованию (часто индивидуальный авторский) в своей предельной форме рождает архитектуру на уровне знака, символа без развернутой функциональной программы. Вероятно, в этой связи уместно говорить о граничной форме бытования архитектуры, в которой она сродни концептуальному искусству. Спектр обозначенных подходов в современном проектировании широк: от философской притчи или интеллектуального ребуса - до архитектурной шутки, иронии, «игрушки» (рис. 4).

Игровой подход позволяет легко «разговаривать» сооружениям различных эпох и стилей в урбанизированном городском пространстве. Вполне логично сопоставить такой диалог непохожих собеседников, или даже носителей разных языков, с человеческим разговором. Для плодотворного ведения беседы психологи советуют ряд приемов, когда полезно посмотреть «глазами собеседника», представить себя на его месте, «уровнять в правах», а, возможно, частично копировать его поведение… Архитекторы заимствуют подобные способы аттракции, сообщая своим произведениям насыщенное эмоциональное поле - каждое здание исполняет свою роль. Таким образом, игровая основа проявляется и в почтительном уважении к соседу в рамках общеизвестного средового подхода, и в эпатажном маскараде постмодернистских аллюзий.

В случае средового проектирования диалогическая концепция архитектурно-художественного синтеза перешагивает границы архитектурного объема, активно проявляясь в организации открытых рекреационных пространств города: парков, скверов, площадей, форумов, бульваров. Так, многочисленные примеры из мирового опыта дизайна городской среды ориентированы на игровую концепцию взаимодействия приемов ландшафтного дизайна, элементов монументального искусства и скульптуры, архитектуры временных павильонов, а также на использование «городской игрушки» и тематических экспозиций. Примечательно, что это направление имеет глубокие корни в европейской архитектурной традиции - приемы ассоциативной игры чаще использовались именно в архитектуре парковых павильонов, пространств для созерцания природы еще с ХVIII века. В ХХ веке классикой архитектурной философии стала концепция красных павильонов «фоли», организующих пространство в парижском парке Ля Виллет архитектора Б. Чуми, развивающая теорию точки-события А. Пуанкаре. Павильоны «активируют» парковое пространство, задавая отсчет композиционной структуре и меру его социальной адаптации. Мировой опыт организации социально ориентированных пространств многообразен.  Показательны современные рекреационные пространства Барселоны: парки Диагональ Маар  и Пабл Ноу, фрагменты благоустройства, городские скульптуры (рис. 5,6).

Обращаясь к концепции игры, архитекторы ищут непосредственного контакта с потребителем, придавая дополнительную социальную привлекательность объекту и новый уровень демократичности, открытости  и коммуникативности архитектурному пространству.




Рис. 4 Диалог как концепция игры. Здание медиатеки в Барселоне. Арх.  Э. Руиз-Гели, 2010 г.






Рис. 5 Диалог как концепция игры. Городская скульптура «Давид и Голиаф». Барселона




Рис. 6 Диалог как концепция игры. Городская скульптура Х. Миро «Женщина с птицей». Барселона

Диалог в аспекте архитектурной модернизации. Актуализация функции. Роль современных технологий
       Вероятно, не ошибемся, выразив мысль, что архитектурной модернизации отведена сегодня роль постоянного участника диалога. Объекты, утерявшие свою родовую функцию, модернизируются в свете актуальных требований, и в каждый конкретный момент времени вступают в постоянный диалог с окружением. Сегодня это руины в окружении более новых объектов, завтра - это модернизированное на основе современных технологий сооружение, которое, наоборот, словно опережает время. Примеры таких объектов повсеместны: газометр в Вене, музей воды в Санкт-Петербурге, приспособленные для современного использования российские особняки Х1Х - начала ХХ вв. Особенность данного вида диалога в том, что он не окончен по определению: сегодня модернизируется один объект, завтра устаревает и модернизируется другой…

Реконструкция бывшей арены для корриды в Барселоне (архитектор Р. Роджерс, 2011 г.) является показательным примером архитектурной модернизации и социально ориентированного архитектурного диалога в городской среде. Поскольку коррида в Каталонии с недавнего времени запрещена, то традиционная функция изжила себя, уступив место потребностям современного рынка. Исторически сложившийся знаковый архитектурный образ, надежно укорененный в сознании каталонцев, вступает в плодотворный диалог с обновленным содержанием и инновационной конструкцией. Это хай-тек в самом правдивом воплощении - все этажи здания «парят» вокруг атриума за счет уникальных вантовых конструкций. По периметру крыши организована круговая смотровая площадка, притягивающая горожан и гостей города. Внешний облик сооружения полностью воссоздан в своей исторической идентичности. Результат - новая жизнь узнаваемого архитектурного объекта с новой востребованной функцией
(рис. 7).

Рассмотрим индивидуальные методы архитектурной коммуникации на основе развития концепции архитектурно-художественного синтеза в творчестве мастеров современной архитектуры. Выявим характерные «роли» объектов - участников диалога.








Рис. 7 Реконструкция бывшей арены для корриды в Барселоне. Арх. Р. Роджерс, 2011 г.

Жак Херцог и Пьер де Мерон. Метод многомерного диалога на основе «театрализации» архитектурной среды. Форум в Мадриде. «Здание-повествователь»
         Произведения  архитекторов Ж. Херцога и П. де Мерона демонстрируют «коллажную технику» архитектурно-художественного синтеза; становятся архитектурным «спектаклем», ориентированным на своего зрителя. Здание форума в Мадриде (CaixaForum, 2005 г.) (рис. 8) словно приглашает к многомерному диалогу. По функции CaixaForum - центр новых культурных инициатив со свободными для посещения выставочными площадями и залами универсального использования - своеобразный «магнит» в культурном пространстве города. Форум стал продолжением «музейного квартала», включающего популярные музеи Prado, Reina Sofia, Thyssen-Bornemisza, и сам приобрел черты «экспоната» [6]. В коммуникативном плане это «здание-рассказчик», «здание-повествователь», готовое поведать собеседнику о своей судьбе, о городе, о своих авторах.

Архитектура несет черты художественной инсталляции, демонстрируя причудливую игру времен и стилей в переплетении различных идентичностей городского пространства: «города», «площади», «дома», «сада». Наиболее узнаваемый образ - кирпичная стена с фронтоном и декором, восстановленная по традиционной технологии - воспоминание о существовавшем на этом месте в конце ХIХ века здании электростанции. Пешеходная площадь продолжается под зданием, отрывая основной объем от земли - честная аллегория прерывистого хода истории. Скульптурное завершение объема, выполненное в современной стилистике - обобщенный образ характерных силуэтов города. Наконец, самый привлекательный, живой образ - «вечнозеленый сад» (модный прием вертикального озеленения) - отголосок ботанического сада, расположенного поблизости. Граница формы, фасадная поверхность здания, как это часто встречается у данных авторов, представляет игровую сборку разнохарактерных фактур и приемов отделки (традиционная кирпичная кладка, гладкая металлическая облицовка, сетчатая оболочка и «ковер» вертикального озеленения), что подчеркивает «коллажный» принцип организации объекта.












Рис. 8 Здание Форума в Мадриде. Арх. Ж. Херцог и П. Де Меррон, 2005 г.
Виды со стороны главного входа. Аванплощадь под зданием. Интерьер кафе на верхнем этаже

© М. В. Дуцев, 2011

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Гельфонд, А.Л. Архитектурно-художественный синтез как средство диалога / А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев. // Приволжский научный журнал. -Н.Новгород: ННГАСУ. - 2010, № 4, С. 147-152.
  2. Иконников, А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А.В. Иконников. - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.
  3. Мамошин, М.А. Архитектура следует нарративу - в его камерной версии / М.А. Мамошин // Архитектурный Вестник, 2007. № 1 (94).
  4. Вопросы теории архитектуры: Архитектура и культура России в ХХI веке / под ред. И.А. Азизян. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 472 с.
  5. Дуцев М.В. Архитектура как «форма» времени // Приволжский научный журнал. - Н.Новгород: ННГАСУ. - 2011, № 1, С. 77 - 8
  6. Бахтурова, Е. Поглазеть и подумать: Herzog & de Meuron. Caixaforym Madrid / Е. Бахтурова // Татлин, 2008. № 2/44/57, С. 92 -105.
  7. CASA DA MUSICA, PORTUGAL, PORTO, 2005. Concert hall for the city of Porto [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.oma.eu
  8. Добрицына, И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И.А. Добрицына. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с., 32 л. ил.: ил.
  9. Белоголовский, В.В преддверии перемен: интервью с Питером Ейзенманом / В.В. Белоголовский // Татлин, 2009. № 5/54/79, С. 66 -71.
  10. Рябушин, А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий / А.В. Рябушин. - М. : Изд-во «Искусство XXI век», 2005. - 288 с. : ил.
  11. About Ordrupgaard / the Ordrupgaard booklets. Concept and text: Anette Rosenvold Hvidt. Print : SaloGruppen, 2005.
  12. Дуцев, М.В. Концепция архитектуры современного Центра искусств / М.В. Дуцев: моногр. - Saarbrücken (Germany) : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 185 с. : ил.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ:)

Доклад на международной конференции "Современная архитектура мира: основные процессы и направления развития" , НИИТИАГ, РААСН, осень 2011
Опубликован в форме статьи в сборнике по итогам конференции:

Дуцев М.В. Современный город как пространство диалога / М.В. Дуцев // НИИТИАГ Современная архитектура мира. Выпуск 2, 2012   С. 221-244

архетип, коммуникативность, архитектурная концепция, искусство, художественная концепция, многомерный диалог, авторский язык архитектора, архитектурно-художественный синтез, пространство современного города

Previous post Next post
Up