Внутри и вне contemporary-arta

May 27, 2012 20:44



-- Вы что - мужики или пидорасы проклятые... Есть у вас совесть?

(советский искусствовед в законе Н. С. Хрущев о contemporary-art эпохи лагеря социализма)

Щас устрою бурю в чайной ложке. Есть тема. Называется contemporary-art или, кто в курсе, -- актуальное искусство. Настолько актуальное, что если ты в нем сомневаешься, то значит, по жизни не интеллектуал. А типа фраер. Не хватает твоему мозгу нужного коэффициента ай кью.
   Про что толкуем?

Например, делают в киевской арт-галерее из пропиленовых сумок, с которыми в девяностые годы ездили челноки за товаром, большую, больше тебя дырку, и ты должен испытать инсайт, что «...сумка «в клетку» может быть не только преградой на пути к евроинтеграции, но и символом международной коммуникации» [цитата].      
   Кто сказал что это ... [вымарано цензурой]? Ты чё, в натуре. Это концептуальный арт-жест.
   Или ставят в солдатский строй двадцать некрасивых голых баб во Франкфуртском музее современного искусства. Одна кричит нечленораздельно, а другая скандирует: «Stand up, stand straight, be strong, be proud» [цитата, англ.] -- «Встать, стоять прямо, быть сильной, быть гордой».
   -- Ни х… [вымарано цензурой]!
   Ответ неправильный.
   В музее полагают, что эта хрень из … [вымарано цензурой] на всю голову баб демонстрирует «силу человеческого тела и одновременно его хрупкость» [цитата].
   Непонятно? Тогда иди из культуры в ж… [вымарано цензурой].
   Скажу так, я для искусства не посторонний и свое место в нем знаю. Самолично в старой своей статье нашел себя в роли прапорщика искусствоведения и маршировал одного культоролога-салобона по плацу визуальной культуры. Но это лирика.
   В общем, попробовал я переводить английское понятие contemporary-art по слогам: «con» (мошенничество), «temporary» (сиюминутное), «art» (искусство). Синонимов этому переводу масса. Например, игра с лохами в наперстки. Но все же, те, кто занимаются современным искусством, наверно другое имеют ввиду. Так что пришлось лезть за самообразованием в гугл.
   Вот, вкратце, что выдал мне поисковик:

1. мастер-класс по хип-хопу и контемпорари от Саши Лещенко

2. чай Ahmad Tea Contemporary

3. чайно-кофейный сервиз New Contemporary
4. ёлочка в стиле «контемпорари». Подробная информация о товаре/услуге.

5. мысль на сайте Ваш интерьер: «...рождение контемпорари происходило вместе с рождением идеи массового производства предметов интерьера».

6. аквариум для петушка Marina Betta Kit Contemporary, 2 литра

7. И лишь затем мне на глаза попалось биенале of Contemporary-art где-то в Ширяеве.

Аквариум для петушка Marina Betta Kit Contemporary, 2 литра настолько поразил мое воображение, что Ширяевское биенале я чуть не пропустил.

О чем свидетельствует приведенный выше список? Что хорошо, если так называемое «актуальное искусство» хотя бы держит свечку нынешней культуре, пьющей ahmad чай у ёлки и пляшущей хип-хоп под руководством какого-то Саши Лещенко?
   Нет, у меня и в мыслях не было спешить с подобными выводами. Тем более, что есть такой теоретик Борис Гройс, который давным-давно всем объяснил: contemporary-art -- не просто так, а «демонстрирует способ, которым современность представляет свою сущность, - акт презентации настоящего» [цитата]. Ясно, что после столь исчерпывающего тренда не остается другого выхода, кроме как присоединиться к хору трендящих его кураторов выставок современного искусства. И написать очередную камасутру про contemporary-art акты в сторону настоящего.
   Впрочем, тут требуется некое интермеццо, можно сказать -- музыкальная пьеса между отдельными номерами нашей культурологической оперы. Чтобы заполнить паузу для смены декораций.
   В середине XX-го века, когда мир выглядел еще не лишенным смысла, основатель гештальт-терапии Фриц Пёрлз опубликовал книжку, называвшуюся «Внутри и вне помойного ведра». Сейчас не важно, про что была книжка. Важно, что ее название -- координата, игнорируемая теоретиком Гройсом. Эта координата чрезвычайно проста и сводится к вопросу: «А что такое настоящее?» Или, другими словами, -- насколько настоящим является социо-культурный материал, который   contemporary-art, рыча, старается затрахать как собачка Тузик тряпку? Не вдаваясь в дискуссию, предположу, что ответ на данный вопрос покажет неудобную для многих разницу между подлинным искусством и его широко распиареными в узких кругах симулякрами.
   Давайте вернемся обратно в contemporary-art. Подумаем, что именно в нем вызывает у многих реакцию, которую потом приходится вычеркивать из текста? Источник испытываемого дискомфорта обнаружить не трудно. Как ни странно, это нечто, похожее на клаустрофобию. В какой-то момент выясняется, что contemporary-art инсталляция, которой ты доверяешь пространство своего восприятия, не расширяет, а схлопывает его. 
   Предвижу гримасы эстетов: во-первых, -- ругать деструктивность не модно, а во-вторых, -- о чем вообще речь, если contemporary-art, наоборот, освобождает от любых, даже гигиенических ограничений. Не брезгливые могут прочесть сделанный на газету конферанс идеолога contemporary-arta, не поленюсь перечислить регалии, кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории отечественного искусства МГУ, лауреата премии министерства культуры России господина Хачатурова «Победная капитуляция. Эрмитаж принял в свои залы кровь, сперму и фекалии» (http://www.vremya.ru/2007/196/10/189893.html).
   ... [вымарано цензурой].
   Однако проблема даже не в говне в высоких залах Эрмитажа. Столь революционная профанация сакральных для культуры мест -- не более чем издержки физиологии чьего-то ума. Ну ладно, случилось. Потом же подтерли. Бывает. Проблема в другом: contemporary-art не имеет потенции, необходимой для сакрализации профанных вещей. Как следствие, в его исполнении вещи оказываются безнадежно банальными.
   Способна ли банальность вызывать клаустрофобию? Да. Когда в нее из государства и фондов закачивают столько бабла, что она из забавного или просто вульгарного артефакта превращается черт те во что, загораживающее метафизическую перспективу окружающего нас мира, без которой и жизнь и искусство лишаются смысла.
   Очевидно, что банальность такого размера, чтобы не сдуться до кукиша, нуждается в собственных теоретиках и идеологах. Она не самостоятельна, слаба и панически боится предстать перед зрителем без памперсов легализующих ее в культуре интерпретаций прикормленных искусствоведов.
   Но умножая свои банальные визуальные высказывания на изощренные умозрительные интепретации, contemporary-art становится, по сути, языком глухонемых. И изъясняющимся на этом языке художникам приходится производить все более гротескные арт-жесты, чтобы привлечь к себе внимание публики -- как будто из-за стекла давно не мытого аквариума для петушка Marina Betta Kit Contemporary, 2 литра.

Примечание: претензии по поводу не политкорректных ассоциаций, возникающих при чтении этого поста, принимаются в комментах; с уважением, автор.

Previous post Next post
Up