Печати из Иерусалима

Mar 08, 2016 00:58

Редкая печать, возрастом почти 2600 лет, на которой вырезано женское имя "Элихана бат Гоэль" (עליהנה בת גאל), найдена на раскопках Управления древностей в Городе Давида, на участке стоянки "Гивати". Вместе с ней была найдена печать с мужским именем "Саариягу бен Шебнаягу" (סעריהו בן שבניהו). <На иврите не всегда понятно, как читать имена, поэтому я сверялась с английским переводом новости. Однако данная транскрипция - не из английского пресс-релиза Управления древностей (там она немного другая), а из комментария специалиста по эпиграфике д-ра Кристофера Роллстона, она мне показалась более правильной.>

По словам руководителей раскопок, хозяйка печати была исключением относительно положения других женщин в период Первого храма: она обладала юридическим статусом, позволявшим ей заключать сделки и владеть собственностью.

***
Кем были Элихана бат Гоэль и Саариягу бен Шебнаягу? Две печати с еврейскими именами были найдены в большом здании эпохи Первого храма на раскопках на стоянке "Гивати" в Городе Давида. "Обнаружение печатей с еврейскими именами времён Первого храма - это из ряда вон выходящее событие, а печать, принадлежащая женщине, - вообще исключительная редкость", - объясняют исследователи. После девяти лет непрерывных раскопок, проводимых Управлением древностей при участии Управления природы и парков и финансировании ассоциации "Эльад", археологам удалось добраться до слоёв древнего Иерусалима времён Первого храма. Здесь их ожидал сюрприз: в роскошном здании, построенном из тщательно обтёсанных камней, были найдены печати.

По оценке учёных, здание могло служить для административных целей. Д-р Дорон Бен-Ами (Doron Ben-Ami), Яна Чехановец (Yana Tchekhanovets) и Саломе Коэн (Salome Cohen), руководители раскопок от Управления древностей, объясняют, что "личные печати, такие, как печати Элиханы и Саариягу, служили для того, чтобы ставить подпись на документах, и часто закреплялись на перстне, который владелец всегда носил при себе. В древние времена они указывали на личность, родословную и статус владельца."



Фото: Клара Амит, Управление древностей.

На редкой "женской" печати, сделанной из полудрагоценного камня, вырезана в зеркальном отражении надпись древнееврейскими буквами: "<принадлежит> Элихане бат Гоэль". Наряду с собственным именем владелицы печати фигурирует имя её отца. Как объясняет д-р Хаггай Мисгав (Haggai Misgav) из Еврейского университета, "печати, принадлежавшие женщинам, составляют лишь несколько процентов всех известных нам печатей. Это связано с тем, что женщины, как правило, имели более низкий экономический статус, за исключением нескольких особых случаев, как нынешний. Имя "Элихана" не упомянуто в Танахе, и нам ничего не известно о личности этой женщины, но сам факт обладания печатью свидетельствует о её высоком положении в обществе." Д-р Мисгав также отметил, что "большинство известных нам женских печатей содержат имя отца, а не мужа. В данном случае, как и в прочих, это, видимо, говорит об относительно высоком положении Элиханы, которым она была обязана своей собственной семье, а не семье мужа. Возможно, Элихана и после брака сохранила право на собственность и финансовую независимость, поэтому на печати сохранено имя её отца. Однако у нас нет достаточной информации о законах, действовавших в ту эпоху в Иудее". Имя "Элиха" известно по аммонитской печати того же времени, это женская форма известного библейского имени "Эли". Начертание букв на печати имеет некоторое сходство с буквами на аммонитских печатях. Возможно, это указывает на иноземное происхождение гравировщика печати, а может, и самой Элиханы - из Заиорданья.

Книга притчей Соломоновых (глава 31) рассказывает о добродетельной жене, которая следит за домом и хозяйством, в то время как её муж занят общественной и судебной деятельностью у городских ворот: "13 Добывает шерсть и лён, и с охотою работает своими руками. ... 23 Муж её известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли." Архив документов, сохранившийся в Иудейской пустыне со времён Второго храма, отражает, среди прочего, сделки женщины по имени Бабата бат Шимон, которая владела землёй и обладала юридическим статусом. Однако в целом свидетельств юридической и финансовой независимости [женщин] в Библии и в археологии крайне мало. Данное исключение, видимо, подтверждает это правило.

Вторая найденная на раскопках печать содержит надпись "<принадлежит> Саариягу бен Шебнаягу". Имя Саариягу встречается на одном из остраконов, найденных в Араде, и означает, видимо, "Господь, открывающийся в буре" (ср. Иов 38).



Фото: Клара Амит, Управление древностей.

Источник: Управление древностей.

Три дополнения:
1. Статья умалчивает о том, что печати были найдены при просеивании земли с раскопок в парке "Эмек Цурим", при непосредственном участии создательницы данного сообщества irhazor!

2. У специалистов по связям с общественностью из Города Давида есть милая традиция приурочивать публикацию очередной находки к какому-нибудь празднику. Вот и эти печати, как вы понимаете, опубликованы накануне 8 марта, он же Международный женский день (в бывшем СССР и вот в Израиле тоже). Поэтому бедный Саариягу оказался задвинут в тень.

3. Подробный рассказ о раскопках на стоянке "Гивати" - здесь. О найденной там же крепости Акра - здесь.

город Давида, Яна Чехановец, печати, Дорон Бен-Ами, Управление древностей, глиптика, Саломе Коэн, Иерусалим, железный век, эпиграфика, новости

Previous post Next post
Up