Сельскохозяйственные террасы в Иерусалимских горах представляют собой один из важнейших элементов пейзажа. Судьба террас неоднократно обсуждалась в ходе длительных дебатов, в том числе судебных. В некоторых местах в Иерусалимском лесу Еврейский национальный фонд и Управление по развитию Иерусалима начали работы по консервации древних террас и строительству новых. Однако на главные вопросы - кому принадлежат террасы? кто и когда их построил? - ответов не было. Новое исследование террас принесло неожиданные результаты.
Сельскохозяйственная терраса - достаточно простое в инженерном плане сооружение. Это каменная стенка, которая удерживает на склоне некоторое количество земли, достаточное для сельхозработ. Из-за этой простоты террасы трудно датировать. В отличие от древних построек, здесь нет находок, которые дают археологам датировку. К тому же, террасы в сегодняшнем виде - это результат многочисленных перестроек и ремонтов на протяжении веков. Поэтому даже если удаётся найти что-то, что можно датировать, непонятно, относится ли полученная дата к первоначальному строительству террасы или к поздней перестройке.
Несмотря на эти трудности, существовала общепринятая теория, утверждающая, что первые террасы были построены несколько тысяч лет назад жителями древнего Иудейского царства в железном веке (начало первого тысячелетия до н.э.), или, самое позднее, в классические периоды - эллинистический, римский и византийский. Исследователи полагали, что расцвет поселений в горных районах, как в железном веке, так и в византийскую эпоху, связан именно с террасами, так как без них здесь невозможно эффективное земледелие.
Террасы в районе деревни Баттир, 2012 год. Фото: Михаль Паталь.
Авторы новейшего исследования террас - Юваль Гадот (Yuval Gadot, Тель-Авивский университет), Ури Давидович (Uri Davidovich, Еврейский университет), Наоми Порат (Naomi Porat, Институт геологии), Гидеон Авни (Gideon Avni, Управление древностей) и др. Они использовали научную методику датировки OSL, или
оптически стимулируемое люминесцентное датирование. Оно позволяет определить время, когда песчинки в последний раз подвергались воздействию солнечного света. С того момента, как они теряют доступ к солнечному свету, в них начинает накапливаться радиация. "Песчинка отправляется в путь из Судана, ветер приносит её сюда и роняет на землю, всё это время количество радиации в ней нулевое", - объясняет Юваль Гадот. - "Как только её закрывают от солнца, радиация начинает копиться. Приходит крестьянин, набирает землю в корзину или ведро и высыпает на террасу. Песчинка снова обнуляется - так мы можем узнать, когда она была закопана в террасу." Для исследования учёные взяли пробы из нижнего слоя террасы. Чтобы случайно не обнулить пробы, Порат собирала их в темноте, накрывшись пуховым одеялом.
Данные были обработаны в Институте геологии и дали сенсационный ответ: почти все пробы показали, что террасы были построены в последние 400 лет. Не Иудейским царством, не римлянами и даже не крестоносцами и не мамлюками. Создатели иерусалимского пейзажа - арабы-феллахи, заселявшие этот регион во времена Османской империи.
Исследование проводилось в долине ручья Рефаим и на горе Эйтан. Из 18 проб из долины Рефаим, 12 датируются османским периодом, большинство - XVII-XIX вв. Три пробы датируются мамлюкским периодом, 700-800 лет назад. Одна проба относится к Средним векам, около 1200 лет назад, и ещё одна - к позднеримской эпохе, чуть менее 2000 лет назад. Нет ни одного свидетельства строительства террас до Второго храма. На горе Эйтан 24 пробы датируются последними 600 годами, три пробы - позднеримской эпохой и ещё три - эллинистической, около 2000 лет назад. Исследование подтверждает похожие результаты, которые получил проф. Одед Липшиц (Oded Lipschits, Тель-Авивский университет), исследовавший террасы в Рамат-Рахель.
В окрестностях Эйн-Лаван. Фото: Оливье Фитусси.
Результаты исследования создают несколько новых вопросов. Во-первых, из множества археологических и литературных источников известно, что в библейскую эпоху и в более поздние периоды в Иерусалимских горах процветали сельскохозяйственные поселения. Если террасы были созданы позднее, непонятно, как объяснить этот расцвет. С другой стороны, в османский период Иерусалим и окрестности были довольно слабо населены. По оценкам учёных, в 1800 г. в Иерусалиме проживало менее 10 000 жителей. Как такое небольшое количество людей могло создать систему террас такого масштаба? Юваль Гадот признаёт, что ожидал получить датировки, относящиеся к железному веку, однако результаты не оставляют сомнений. Исследование всё ещё продолжается, идёт анализ проб из других районов. Но Гадот уже предлагает объяснение: "Может быть, всё-таки можно прожить в горах, не строя террас, только за счёт долин и равнин. Или древних террас было очень мало." Он также выдвигает версию, объясняющую строительство террас именно в османскую эпоху: "Возможно, это связано с турецкой системой налогообложения, которая связывала эфенди, сидевшего в городе, с батраками. Возможно, тот факт, что земля принадлежала одному человеку, позволил возвести столько террас - что немыслимо для отдельного хозяйства".
Исследование проб из долины Рефаим было озвучено на конгрессе археологических исследований Иерусалима несколько месяцев назад и вызвало множество возражений, поскольку результаты прямо противоположны базисным представлениям об истории Израиля. Критиковалась методология исследования: по утверждению некоторых учёных, результаты указывают на последнюю реконструкцию террас, а не на исходное строительство. Так считает, например, д-р Джон Зелигман (Jon Seligman), археолог Управления древностей, исследователь византийского сельского хозяйства. "Внутри террасы сохраняется память о древних событиях", - возражает Гадот. - "Если она была разрушена и построена заново, это видно. Например, мы получаем дату 15 000 лет - это исходная земля, а затем сразу мамлюкский или османский период. Мы работаем над пятидесятой террасой и ещё не получили ни одной пробы древнее эллинистического периода".
Зелигман также указывает на распространение других сельскохозяйственных сооружений - маслодавилен и виноделен - в византийскую эпоху. "Если есть винодельня, значит, было и виноградарство, а выращивание винограда на склоне холма без террасы проблематично. Значит, должны были быть террасы. Само слово "ступень" (ивритское название с/х террасы) - это слово из Танаха, которое описывает террасу."
Другой учёный указывает на ещё одно противоречие: сочинения многих путешественников, посетивших Святую землю в XIX в. и ранее, описывают разрушенные и заброшенные древние террасы и "заброшенные голые скалы". Вплоть до XIX в. небольшое население Иерусалима не нуждалось в таком большом количестве пропитания, которое можно вырастить на такой мощной системе террас, и нет никаких свидетельств о производстве в Иерусалиме с/х продукции на продажу.
В окрестностях Аминадава. Фото: Оливье Фитусси.
Исследование также вызывает вопросы, связанные с использованием естественных наук для решения археологических задач. В последние годы израильская археология часто опирается на результаты химических и физических исследований. Некоторые критики утверждают, что даже точные числовые данные требуют последующего внимательного анализа и интерпретации с учётом археологических и исторических свидетельств, позволяющих поместить их в правильный контекст.
В настоящее время исследователи сосредоточились на анализе проб из долины ручья Халилим и ручья Шмуэль к северо-западу от Иерусалима, где были найдены разрушенные - а значит, возможно, более древние - террасы. Террасы в долине Шмуэль, как многие другие террасы в Иудейских горах, находятся под угрозой уничтожения из-за планируемого строительства нового жилого района. В последние десятилетия огромные территории, покрытые террасами, были отданы под строительство домов, дорог и разделительного забора. Пока учёные увлечены спорами, сами террасы исчезают с лица земли. "Мне возражают: "Так что, из-за террасы не строить новый район? Их тут тысяча" - но на самом деле раньше была тысяча, а сейчас 990 уже уничтожены", - говорит Гадот.
Источник: Нир Хасон,
"Гаарец".
PS об особенностях археологии в Израиле. С одной стороны, надо отметить, насколько статья взвешенная и полная. Она рассказывает не только об исследовании, но и о возражениях академического сообщества, и - что уж совсем редкость - приводит ответ исследователя на возражения. Не зря её написал Нир Хасон - корреспондент главной израильской газеты "Гаарец", ответственный за раздел археологии.
С другой стороны, впечатление от статьи заранее испорчено вопиющей ангажированностью заголовка и второго абзаца (которые в моём переводе опущены). Казалось бы, речь даже не о царе Давиде, (не)существование которого непосредственно связано с правом государства Израиль на существование (в чём тоже логики нет, но все уже привыкли). Что может быть невиннее сельскохозяйственных террас? Однако вступление к статье, призванное заманить читателей читать дальше, обещает, что выводы нового исследования "могут оказать влияние на конфликт между сионистским и палестинским историческим нарративом" (sic!). А озаглавлена она, ни больше ни меньше: "Их предки, а не наши, создали иерусалимский пейзаж".
Прекрасная иллюстрация того, как пресса привносит политику туда, где археологи о ней и не мечтали.