Все началось с козла. Именно про него я и вспомнил, когда археолог Алла Нагорская пригласила меня в пустыню Негев поучаствовать в однодневной экспедиции, посвященной необычному планиграфическому исследованию места под названием Хирбет Рухейбе, или Реховот-в-Негеве. Про необычность - ниже, а вот первое, что пришло на ум при упоминании этого археологического памятника, так это найденная там еще в 70-е годы прошлого столетия бронзовая статуэтка в образе прекрасного нубийского козлика. (Изображение это мне очень пригодилось во время работы над «Энциклопедией библейских животных».) И я понял, что за козла придется отвечать…
Итак, в минувшую пятницу (05.02.2016) в шесть утра я, Mitia Frumin и Sue Frumin погрузились к Алле в ее боевую «кайю» и были заброшены в самое сердце Палестины Терца, в район кибуца Ревивим, где вокруг сплошные армейские полигоны, и куда археологи с единомышленниками пробираются только по пятницам и субботам..
Вот прямо сейчас и хочу сказать спасибо этой потрясающей археологине, которая время от времени подбрасывает фантастические идеи для того, чтобы встряхнуться и развеяться неуёмным краеведам... Спасибо, Алла!
Ну, и куда же мы попали?
(Прошу сразу же принять во внимание, что нижеследующие нудные описания никак не являются научной статьей и не снабжены полагающимся аппаратом. Это просто фиксация колоссального удовольствия, полученного от встречи с руинами Рухейбе. Лишь отмечу, что пользовался статьями и материалами И.Цафрира, Э.Штерна, Р.Розенталь-Хегинботом, К.Холома и А.Мусила. )
Этот античный город в центральном Негеве (отметка 108.048) - одно самых крупных поселений, возникших тут во времена набатеев и переживших истинный расцвет в византийский период. Город расположился на небольшом уплощенном холме над руслом потока Шунра (он же вади-Рухейба), являющимся притоком «речки» Бсор. В пойме Шунры, под холмом с городищем, раскопан колоссальный колодец глубиной в 63 метра. Вода имеется в нем по сей день, и уровень ее колеблется от 15 до 20 метров, в зависимости от времени года.
На север и на юг от городища раскинулись пески, намытые потоками Шунра и Халуца, со скудной растительностью, но с обилием нор грызунов, представителей семейства песчанковых. Однако в окрестности Негевского Реховота (он же Рухейбе) обнаруживаются и значительные территории лёссовых почв, которые были подвергнуты жителями города сельскохозяйственной адаптации. Этот город в пустыне находится рядом с древней дорогой, соединявшей Палестину с Синаем, на отрезке пути между такими знаменитыми городами античного Негева, как Халуца и Ницана.
По сей день нет точной идентификации этого города. Эдвард Робинсон (1794-1863), американский библейский археолог, предположил, что бедуинское название Рухейбе имеет отношение к библейскому Реховот, упомянутому в книге Бытие: «И он (Ицхак) двинулся отсюда (из долины потока Грар) и выкопал другой колодец, о котором уже не спорили, и нарек ему имя Реховот, ибо, сказал он, Господь дал нам широкое место, и мы размножимся на земле. Оттуда перешел он в Беер-Шеву» (26:22-23). И хоть это отождествление историками и археологами всерьез никогда не рассматривалось (с точки зрения географии, эта идентификация также сомнительна: ибо пойма потока Грар находится в северном Негеве…), тем не менее в современной израильской картографии, руины были официально названы Реховотом.
Есть также попытки идентификации Реховота с помощью перечня городов, упомянутых в документе, именуемом «Папирус №79 из Ницаны». В этом папирусе перечислены те, кто преподнес дары монастырю св. Сергия в Ницане, и названы места их обитания. В основном названы известные поселения, находящиеся неподалеку от Ницаны, но есть там несколько не определенных топонимов. Особый интерес представляют названия Вирфейва (Βηρθειβα) и Ветомолахон (Βετομολαχον). Первое, возможно, восходит к ивритскому Беер-Тов (באר-טוב), что означает «хороший колодец», а второе - к Бейт-Малахо (בית-מלכו), что означает «дом Малиха». Малих I - это один из набатейских царей I века до н.э. Подобно тому, как город Авдат, назван в честь своего легендарного основателя царя Ободы I, так и Ветомолахон мог быть назван в честь одного из набатейских царей.
Впервые руины Рухейбе были описаны в 1807 году немецким путешественником Ульрихом Яспером Зеетценом (1767-1811). В 1838 году подробное описание городища сделал вышеупомянутый Э.Робинсон. В 1870 году город исследовал британский ориенталист Эдвар Генри Палмер (1840-1882), в 1902 - австрийский теолог и арабист Алоиз Мусил (1868-1944), в 1909 - американский географ Элсворт Хантингтон (1876-1947). Накануне Первой мировой войны Реховот исследовали англичане Чарльз Леонард Вулли (1880-1960) и Томас Эдвард Лоуренс, он же Лоуренс Аравийский (1888-1935). В 1921 году немецкий библеист Альбрехт Альт (1883-1856) опубликовал собрание реховотских надгробных эпиграфов из разных археологических коллекций. С этого времени до 70-х годов XX века интерес к Рухейбе в научном мире ослабевает. С 1975 по 1979 годы экспедиция Еврейского иерусалимского университета под руководством Йорама Цафрира (1938-2015) организует здесь четыре сезона раскопок (первые два сезона совместно с Ренатой Розенталь). В 1986 году пятый сезон был организован Еврейским университетом совместно с Мэрилендским университетом под руководством Й.Цафрира и Канта Г. Холома.
Вот мы и подошли к событиям минувшей пятницы, явившимися непосредственным продолжением исследования Негевского Реховота. Еще к осени 2015 года сотрудники Управления древностей придумали вот какую штуку: сделали аэрофотосъемку с максимальной резолюцией и поверх нее нанесли предполагаемые контуры города во всех подробностях. Инициатива принадлежит трем замечательным исследователям византийского наследия Негева: Йораму Цафриру (увы, он скончался 22 ноября 2015 года…), Узи Дахари и Офиру Сиону (именно он и отрисовал план города).
Когда мы добрались, наконец до Рухейбе (уже на джипах, на кои пересели в кибуце Ревавим, ближайшем от раскопок поселении), то нас разбили на пары и выдали эти карты с указанием личного участка, где мы должны были проверить соответствие желаемого и действительного. Вау! Это бесподобно интереснейшая работа, напоминающая больше квест, нежели каторжный труд.
Мне и моему напарнику повезло (как, наверное, и всем остальным, потому что все участки были интересными) - мы исследовали место в самом центре города, в котором предполагалось нахождение городской сторожевой башни. Башня эта оказалась усеченной пирамидой сплощадкой наверху, размером 6 х 7 м. Под конец работы вся экспедиция залезла на нашу пирамидку и, прихлебывая коньячок из фляжки, взахлеб констатировала удивительность этого дня.
А теперь продолжу описание города.
Наиболее древние артефакты обнаруженные в раскопках Рухейбе - это римская керамика (в основном «восточная терра сигиллата») и набатейская расписная керамика, характерная для периода 1 в. до н.э. - 1 в. н.э. Такая керамика свидетельствует о том, что изначально поселение было основано набатеями. Размеры этого поселения не известны, а также не возможно представить, какими были жилища набатеев, обосновавшихся тут: каменными домами или палатками, или шалашами… Ясно, что это место выполняло функцию одной из последних остановок на набатейском Пути благовоний, ведущим в Газу. Реховот находится на отрезке этого пути, огибающего мощные дюны и ведущего из Ницаны в Халуцу, а оттуда уже по руслу потока аль-Ариш к Ринокоруру (ныне аль-Ариш). (Кстати, по свидетельству Иосифа Флавия, именно этим путем бежал Ирод в Египет после захвата парфянами Иерусалима («Иудейская война», 1:14:2).) Возможно, что вышеназванный колодец, глубиной более, чем 60 метров, а также открытый водосборник в южной части города были изначально построены набатеями.
После аннексии набатейского царства в 106 году и присоединения набатейских поселений к провинции Аравия Путь благовоний утратил свое прежнее значение и стал частью «новой Траяновой дороги», ведущей через Мамшит на северо-восток, к восточному берегу реки Иордан. В период со II по IV вв. Негевский Реховот представляет собой небольшое по площади поселение. Расцвет города начинается в IV веке и достигает вершины в VI веке. В это время город включен в состав провинции, именуемой Палестина Терца («третья Палестина»). Основная деятельность жителей - сельскохозяйственная обработка лёссовых земель, орошаемых с помощью зимних дождевых потоков. В окрестностях города оборудуется множество сельскохозяйственных террас, специальных загонов для скота и плотин для зимних потоков. Особое значение город приобретает в свете того, что находится на паломнической дороге, ведущей к святым христианским местам в Синае. В пик расцвета город занимает площадь в 11 га (110 дунамов) и количество жителей достигает 4-5 тысяч. Просторные дома строятся из камня и теснятся на узких улицах. В домах используются каменные арочные перекрытия, а во дворе каждого дома устроен водосборник. Карнизы многих домов украшены резьбой с геометрическими или растительными орнаментами. Рядом с основным колодцем построена баня. В позднее средневековье она была разрушена турками, но А.Мусил в 1902 году сделал точное описание ее руин.
То, что на фотографиях, руины не бани,
а станции верблюдной полиции периода Британского мандата. Но баня была здесь...
Было пострено 4 церкви (две внутри города и две на окраинах). Очевидно, что городское население представляло из себя смесь потомков набатеев , кочевых жителей Негева и переселенцев с севера.
В упадок город начинает приходить, начиная с арабской оккупации в VII веке. Следов захвата и разрушения города не обнаружено, но видно, что политические изменения и ослабление безопасности привели к постепенной деградации города. И, примерно, к 700 году в городе проживают только случайные кочевники, о чем говорят найденные костровища, временные постройки, отдельные монеты и надписи, сделанные куфическим шрифтом...
В летний сезон раскопок 1976 года частично был раскопан жилой дом в юго-восточной части города. Несмотря на то, что раскопки не были полномасштабными, археологи смогли сделать основные стратиграфические выводы и заключения. Это солидное здание включало в себя несколько жилых помещений, примыкающих ко двору. Комнаты были перекрыты арками, на которые укладывались дополнительные каменные перекрытия. В грунте пола была обнаружена византийская керамика вперемешку с набатейской расписной керамикой и римской керамикой типа «восточная терра сигиллата». Множество древней керамики дает предположить, что именно в этой части города находился центр набатейского поселения. Само же здание было построено, скорее всего, в V веке. Полы были вымощены гладкими каменными плитами, разграбленными кочевниками и случайными жителями уже после того, как город пришел в упадок.
В сезоны 1979 и 1986 гг. были частично расчищены здания южной периферии города, на краю склона, обращенного к пойме потока. Особенность этих домов - просторные внутренние дворы, откуда (с двух, трех или четырех сторон) можно пройти в жилые помещения. Во дворах жили домашние животные. Стены помещений хорошо сохранились, и даже была обнаружена целая дверь с притолокой. В некоторых комнатах находились обломки арочных перекрытий. При входах в жилища обнаружены специальные закутки для с подставками для обуви. Внутренние стены домов сложены из более мелких камней, нежели внешние, покрытых белой штукатуркой. Внешние стены домов обращены к склону, и дома стояли впритык друг к другу, что создавало подобие защитной стены и позволяло предотвращать внезапные нападения кочевых племен.
Здесь найдена, прежде всего, местная керамическая посуда, осколки расписной керамики, привезенной из Египта и Северной Африки, а также стеклянная и металлическая посуда. Именно здесь и была найдена фигурка бронзового козла.
В некоторых комнатах сохранились покрытия пола, а в некоторых плиты для мощения были украдены во период упадка города. В одной комнате были обнаружены толстые слои золы и черепков, перемежаемые тонкими слоями песка и лёсса. Эта находка помогла пролить свет на то, как город постепенно приходил в запустение: сначала были выломаны и украдены плиты, покрывающие пол, затем случайные обитатели помещений жгли здесь костры (или строили примитивные очаги), а золу сгребали в кучи по углам… Тонкие слои лёсса и песка говорят о том, что периоды проживания новых хозяев перемежались опять периодами запустения, когда ветер заносил в брошенные дома грунтовую пыль и песок… В конце концов, обрушились перекрытия и крыша… Самая поздняя обнаруженная здесь керамика - византийская; она использовалась местными жителями и в первые десятилетия раннего исламского периода.
Какие-либо артефакты VIII века здесь не были обнаружены, из чего следует, что данная территория была оставлена людьми самое позднее в начале VIII века.
К югу от центральной церкви во время раскопочных сезонов 1979 и 1986 гг. было исследовано колоссальное строение, получившее название «здание конюшни». Это квадратная постройка (длина сторон - 30 метров) с внутренним двором, посреди которого - водосборник. Комнаты располагались с трех или четырех сторон. Северо-восточная часть здания использовалась как конюшня. Главный вход в здание - с северной стороны. Судя по всему, данное здание использовалось как придорожный постоялый двор или гостиница. Есть также предположения, что это либо здание военной комендатуры, либо дом одного из зажиточных горожан.
На корневой скале под двором обнаружена расписная набатейская керамика и «терра сигаллата», датируемая не позднее I века н.э. Здание было возведено предположительно во времена существования провинции Аравия, то есть во II-III вв. К тому же времени относят и строительство вышеописанных «домов на склоне». Во дворе найдена набатейская капитель колонны и камень с эпиграфом на греческом и набатейском языках. В «греческой» части прочитывается слово μνησθε (помни), а за ним следует имя автора надписи. В «набатейской» части более или менее четко прочитывается слово שלם (мир).
Конюшню с шестью кормушками также можно датировать поздним набатейским периодом, граничащим с периодом провинции Аравия; конюшня такого же типа обнаружена и в Мамшите. Раскопки показали, что со временем конюшня перестала использоваться по назначению и в византийские времена использовалась как складское или жилое помещение. Большая часть находок (керамика, стекло, дерево, металлические предметы и кости животных) в этом здании (как в восточной, так и в западной части) датируется именно византийским периодом. В северо-восточном углу двора находится комната, построенная с использованием вторичного материала (резные каменные блоки из центральной церкви) уже в ранний исламский период. И это единственная известная постройка в Негевском Реховоте, относящаяся к этому времени. В переулке, ведущему к зданию раскопано три слоя, относящихся к «провинциальному», византийскому и раннему исламскому периодам.
Центральная церковь также была раскопана во время сезонов 1979 и 1986 гг. Очевидно, это была первая церковь, возведенная в городе, и ее строительство продемонстрировало один из важных этапов распространения христианства в регионе. Пока исследована только восточная часть церкви: апсида, примыкающие к ней дьяконник и протезис, а также часть центрального и боковых нефов. Было определено, что здание церкви однажды перестраивалось. От первой постройки, которая датируется примерно второй половиной четвертого века, обнаружены лишь отдельные стены на южной стороне и два стилобата колонн из наоса, которые находились под полом более поздней постройки. План и размеры прежней церкви неизвестны, но нет сомнения, что это было небольшое скромное здание, во всяком случае, по сравнению с тем, которое будет возведено на месте первой церкви. А время второго этапа строительство известно, благодаря эпиграфу, обнаруженному на одной из мраморных плит пола в наосе. Надпись гласит, что церковь была построена наисвятейшим епископом (имя не сохранилось) при посредстве старшего чиновника по имени Стефанус в 445 (или 449) году. Данное летоисчисление - от основания Траяном провинции Аравия. Таким образом, строительство церкви датируется 551 (или 555) годом н.э.
Длина здания до сих пор точно не известна, но предположительно - около 20 метров. Ширина (внешняя) - 16.3 метра. Здание находится на склоне, спускающемся на восток, и поэтому апсидальная часть церкви опирается на фундамент, возвышающийся над городом. Квадратные в плане протезис (жертвенник) и дьяконник (по сторонам апсиды), находятся на втором этаже; под ними помещения с арочными перекрытиями. В апсиде был выстроен синтронон - ярус каменных скамеек для священников. Полы алтарного возвышения и наоса были вымощены розовым мрамором, а полы боковых нефов - гладким известняком. На алтарном возвышении также видно место, где находились престол и киворий (алтарная сень, навес над престолом). Здесь найдены также части кивория - капители, модули и базы мраморных колонн. Среди находок - множество каменных фрагментов с резным орнаментом, фрагменты мраморной алтарной перегородки, осколки бронзовой люстры со стеклянными лампадами, части деревянной и металлической посуды и кожаный бурдюк со следами фиников. Впритык к южной стене церкви была пристроена часовня.
Северная церковь (раскопки 1975 и 1986 гг.), одна из самых крупных (включая атриум) византийских церквей Негева, выстроена на северо-западной окраине города, вдали от жилых помещений, и представляет собой трехнефную базилику. Нефы и нартекс базилики расчищены полностью полностью, но атрим - лишь частично. Три апсиды не имеют выхода наружу, они встроены внутрь прямоугольного здания, размеры которого 24.8 х 13.1 м. В боковых апсидах, служащих протезисом и дьяконником, найдены основания столов для священнодействий и подставок для икон и реликвариев. Алтарное возвышение по большей части провалилось в крипту, находящуюся под ним (перекрытия её представляли собой бочкообразные своды). Размеры этой крипты - 3.2 х 4.25 м, высота - 4.5 м. В крипте также находится апсида, расположенная в аккурат под престолом церкви. В нижней части апсиды - прямоугольная ниша для реликвария. В крипту ведут две лестницы из боковых нефов, и такая конструкция является типичной для церквей, рассчитанных на многочисленный поток паломников. И это говорит об особой почитаемости и святости сего места.
С северной стороны к церкви пристроена часовня, где была найдена потрясающей красоты каменная алтарная перегордка, а с южной - башня (к ней пристроено помещение, в котором были обнаружены фрагменты фресок и надписи на штукатурке). В центре атриума - водосборник. Не исключено, что за пределами атриума находились жилые помещения. С южной стороны атриума - продолговатый зал, в котором, возможно, располагалась трапезная. В таком случае, можно предположить, что церковь являлась частью киновийного монастыря.В северной церкви найдено множество эпиграфов на греческом языке, большинство из которых надгробные надписи. В основном надгробные плиты относятся к 488-555 гг. (на фотографии - надгробие некоего священника Илии сына Макдониуса, усопшего в 437 г. от основания пр. Аравия (541 г. н.э.)).
Фигурируют также и посвящения, выбитые на капителях и карнизах.
Еще один вид эпиграфики - имена, выбитые на плитах пола атриума. Надписи сделаны по-гречески, но часть имен - семитского происхождения.
Да, кстати, в отчетах упоминается, что несколько захоронений на территории церкви были раскопаны… У Штерна вот какой пассаж: «Исследования могил показали, что погребенные (три мужчины и две женщины) были, по всей видимости, южанами, возможно, потомками набатеев…»
На камнях в атриуме найдены и арабские эпиграфы, выполненные куфийским шрифтом. В одной надписи (по версии расшифровщика И.Нево) упоминается некий Хаким, чиновник Абдаллы, сына Омара ибн аль-Хаттаба, из командующих захватом региона. Похоже, что речь идет о единственном не литературном упоминании сына второго халифа Мухаммеда… Надписи на арабском сделаны случайными обитателями постепенно угасающего города не позднее начала VIII века.
Среди многочисленных артефактов, найденных в северной церкви, стоит особо отметить две небольших стеклянных плошки (диаметр каждой около 6 см) с изображениями неких святых. Скорее всего, речь идет об украшениях либо перекладин креста, либо рамы для иконы, либо реликвария…
К северу от города на нескольких холмах обнаружено кладбище (раскопки тут проводились в сезоны 1975 и 1986 гг.). На данный момент это единственное найденное и раскопанное византийское кладбище в Негеве. Десятки надгробий были вывезены отсюда еще в конце XIX-начале XX вв. вышеупомянутыми европейскими исследователями. Оставшиеся были собраны экспедициями Цафрира и Холома.
Могилы на этом кладбище расположены тесно друг к другу. В ходе раскопок 1975 г. было исследовано 30 захоронений. Гробницы представляют собой четырехугольные ямы, вырытые в грунте вплоть до слоя мягкого известняка. В этом же слое выбита продолговатая ниша, соответствующая размерам трупа. Тело укладывалось туда без каких-либо приношений. Над могилой строился каменный монумент высотой в одну кладку камней, и на стороне, где покоилась голова усопшего (все погребенные укладывались головой на запад), устанавливалось надгробие с выбитым на нем крестом и именем покойника.
Антропологическое исследование останков проводил И.Гершкович из Тель-Авивского университета. По его выводам, большая часть погребенных - семитского происхождения.
Вот, наверное, и вся основная рефлексия после пятницы, проведенной на руинах города, название которого мы так и не знаем наверняка… Наверное, устроим туда экскурсию для особо любопытных, ей-ей, стоит того!
А это Узи Дахари на руинах трехапсидной церкви в Хирбет Саадон