Я когда-то давно задавала здесь
вопрос о публикациях по израильской археологии на русском языке. С помощью коллективного разума выяснилось, что публикаций кот наплакал, особенно новых и соответствующих научным критериям. В частности, упоминалась книга протоиерея Ростислава Снигирёва "Библейская археология" (М., 2007 г.), которую мне удалось найти в книжном магазине, во введении там написано буквально следующее: "Библейская археология есть наука, восстанавливающая на основании археологических источников исторический фон событий священной истории и подтверждающая достоверность этих событий".
А только что пришла мне еженедельная рассылка с сайта Academia.edu, и в ней - рецензия Яны Чехановец на книгу Шимона Гибсона "Последние дни Иисуса: археологические свидетельства", переведённую на русский язык ещё в 2010 году (перевод Леонида Седова, М., «Астрель»).
"Новая книга выстроена согласно хронологии, заданной евангельским текстом, от последнего путешествия Христа и апостолов из Галилеи в Иерусалим до распятия и погребения. Каждая глава посвящена отдельному евангельскому эпизоду. Каждая история рассматривается в общем контексте культуры, в первую очередь - материальной, Иудеи первого века. Основная тема повествования разветвляется экскурсами. Так, в первой главе книги, «Путь в Иерусалим», рассматриваются возможные маршруты путешествия, описываются отдельные области и города - самаритяне, Десятиградие в Заиорданье, Иерихон, место крещения на Иордане. В главе «Празднества в Доме Бога» дано краткое описание Иерусалима и Храма в 30 г. н.э., выстроенное не только на текстах Флавия, но и на результатах археологических раскопок последних десятилетий. Здесь же обсуждается ритуал иудейской Пасхи, ритуальная каменная посуда и омовения. Много внимания уделено погребальным обрядам, подробно описаны иерусалимские скальные гробницы, костницы-оссуарии, церемонии помазания, саваны. Таким образом, читатель постепенно знакомится с огромным корпусом археологических данных. Однако все это множество новых сведений не перемешивается, а удачно нанизывается на нить известного евангельского рассказа, складываясь в цельную картину материальной культуры времен земной жизни Христа". (полный текст рецензии - по ссылке).
Так что имейте в виду.
И кстати говоря, в этом же выпуске этого же журнала (
Иерусалимский Православный Семинар) - статья Аллы Нагорской
"Строительство городских укреплений и жилых домов в библейский период. Раскопки на Тель Ромейда в Хевроне" с историей раскопок и обзором стратиграфии.