Путешествие в монастырь х. Лататин.

Nov 30, 2013 23:41

Оригинал взят у indy424 в Путешествие в монастырь х. Лататин.

Во время археоразведки (ака סקר ארכיאולוגי) в районе гив`ат Зеев, мы (а им всем спасибо ) пошли также посетить один из наименее известных на туристической карте, византийских монастырей. Находится он совсем рядом с трассой 443. Въезд через гиват Зеев, первый поворот направо и проехать рядом с пожарной станцией по гравию, снова выезжаем на асфальт (это старая трасса 443) и выворачиваем налево. Через несколько метров по правую руку перед началом рощи находятся руины монастыря.



Монастырь был раскопан во время строительных работ на трассе (из за нее был изменен даже ее маршрут) археологом товарищем У. Гринфельдом. В процессе принимал также непосредственное участие дважды коллега Барух Юзефовский, который также дал потом на месте разные интересные замечания, за что спасибо. Что же это за место? Сегодня его опознают как Эннатон, который появляется на медве на 9 миле по дороге из Иеруслима на Бет Хорон, что очень даже
соответствует его месту.
Вот план самого монастыря, как он есть в отчете:


и общий вид


Монастырь и храм был построен в 5 веке.В 6 к нему был пристроен придел в северной его части, но ништяк был ненадолго: очень скоро (как можно догадаться, во второй трети 7 века) монахов оттуда выгнали (а может и сами ушли, поняв, что не судьба) и весь монастырь и храм переделали в маслодавильню. Вот несколько фоток:

мозаичный пол из храма


Медведь очень похож на брата из Иудейской пустыни, по мнению Юзефовского- тот же мастер, почему бы и нет, реально мишки-братья этих мозаик кстати там сейчас нет, их унесли от греха подальше:

Вот алтарная часть, за всеми переделками 7-8 веков на заднем плане видна апсида


Стены, без сомнения, были покрыты фресками, кое где есть следы штукатурки,
вот насечка на стене чтобы поддерживать ее:


Одна из самых удивительных деталей, оставленных in situ- мощевик, найденный прямо в нише
под разбитым алтарем. Насколько я помню, это единственный своего рода обьект, живущий
в дикой природе. Можно только гадать, чьи мощи там были:


При арабах место использовалось для давки масла и прочих сельхозработ:




Некоторые церковные детали, такие как части алтарной ограды, они использовали как стройматериал, другие просто валялись рядом:




И всё-таки, а кто же его построил? Некоторый свет на этот вопрос проливают два фрагмента надписей,
найденные на полу. Первый фрагмент упоменает некого Кириакия диакона, видимо, командовавшего работами.
Кроме того, там был найден слеудющий фаргмент (сорри, у меня не пашет гречаская ракладка, дано в транслите)
+EP
STA
AR
относительно этого есть две равновозможные версии.Это может быть
 EPi
anaSTAsius
PatriARch- патриарх Иерусалима 458-478 гг.
или же другой Анастасий
ARchimadrite.
В данном случае, звание архимандрита использовалось как смтрителя всех монастырей в округе, а не одного, частного. Обычно, это звание было закрепелено за настоятелем св. Саввы и Феодосия. Один такой Анастасий -архимандрит жил в ~481-491 ггт.
Монастырь, видимо, не использовался местной общиной, а обслуживал поломников на пути в Иерусалим.
Странно, что такое центральное, легкодоступное место практически неизвестно гидам. Советую съездить и посмотреть

Noga Carmin (Ed.). 2012. Christians and christianity. churches and Monasteries in Samaria and Northern Judea. Jerusalem: 417-433

христианство, осмотр, византийский период, Иудея и Самария

Previous post Next post
Up