/кросспост, по просьбе
av4/
Вчера сделал вылазку в р-н Старого города в аспекте мечетей, стараясь придерживаться описания их в каталоге
«Казань в памятниках истории и культуры» (Казань 1982), но в процессе «разведки» наткнулся на один из домов Апанаевых. Это который считают вторым (ул.Сафьян,5). Упомянутый каталог индексирует его как памятник архитектуры второй половины XVIII века. Состояние дома просто ужасающее.
Не помню, делал ли наш
ty-214 его сравнительную фотографию, если делал, то сравнение будет однозначно не в пользу нашего времени и нынешней муниципальной администрации.
Дом расположен в районе перекрёстка, в самом конце ул.Насыри, недалеко от озера Кабанъ.
Двухэтажное, кирпичное здание было типичным жилым купеческим домом периода раннего классицизма с элементами, характерными для барокко. В прошлом главный фасад завершался высоким трёхдольным фронтоном, уничтоженным во время надстройки здания в 70-х годах XIX века. Во дворе дома находились обширные службы с традиционными навесными остеклёнными галереями, соединяющими их с домом.
Однако часть элементов этого здания, таких как новые деревянные рамы и крыша, свидетельствуют о том, что у судьбы дома ещё есть светлые перспективы…
* * *
Главная цель вылазки, повторяюсь, старые мечети. Нынешняя мечеть Кул Шариф, бесспорно новодел, и в бОльшей степени выполняет роль дани исторической памяти Казанскому ханству. Например, строящаяся сейчас главная мечеть в Грозном, однозначно затмит своими размерами казанский Кул Шариф, хотя рядом с ним крепостная стена казанского кремля выглядит каким-то незначительным паребриком. Г-н Кадыров, претендует сейчас на лидерство во взаимоотношениях российских мусульман с остальным миром Дар аль-ислам, и мечеть Грозного будет самой большой в Европе. В Казани же, самой известной в советский период, пожалуй, была Азимовская мечеть, действовавшая и в то время.
Эта мечеть была построена в 1887 году на средства купца Азимова, причём, на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 г. Расположена она в юго-западной стороне нижней части Старого города, по ул.Фаткуллина, 15, недалеко от проходной Радиозавода. Мечеть представляет кирпичный вариант традиционного типа татарских деревянных мечетей с торцовым расположением минарета и строгой ориентацией михраба по кыбле (на Мекку).
Минарет Азимовской мечети высотой около 51 метра, в самом широком своём месте имеет диаметр 3 метра. В эклектических формах здания преобладают восточно-мавританский стиль, проявляющийся и в витражах фасада.
На ул. Нариманова есть одна из старейших сохранившихся мечетей - Голубая Мечеть (1810-1815), не надо путать её с Бурнаевской мечетью, расположенной напротив Рамстора. Старше её, вроде только мечеть Марджани (1766-1770).
Минарет Голубой мечети просуществовал до конца 30-х годов прошлого века, сейчас ведётся его реставрация.
Но состояние окрестности возле мечети не радует
Разведка была весьма успешна, о чём могу поведать позже, но… в упомянутом каталоге памятников казанской архитектуры нашёл упоминание о двух старинных адмиралтейских мечетях XIX века. Надо сказать, что будучи коренным казанцем Кировский р-н ну, совершенно не знаю. В каталоге 1982 года они упомянуты как деревянные мечети, одна из которых построена в 1820 году (ул.Большая, 27)
на средства купца Юнусова, вторая в 1898 году (ул.Большая, 67)
на средства купца Аитова. Причём имелась пометка, что на тот момент первая из мечетей используется под жильё, и её интерьер нарушен многочисленными перегородками. Про вторую указано, что её внешний облик претерпел существенные изменения: утрачены оба минарета, здание получило пристрой с северного фасада, поверхность стен оштукатурена. В настоящий момент Адмиралтейство приглядели «государственные» мужи, и облик некогда невзрачного частного сектора стал существенно меняться, особенно это заметно на улице параллельной, этой Большой, ибо та улица уже «престижный» берег устья Казанки.
По указанным адресам никаких мечетей уже не видно.
Побеседовал с местными «старожилами», оказалось, что в мечети по дому 67 когда-то был детский сад, но об нём уже почти никто не помнит. Дома №27 уже вовсе не существует, теперь по расположению №№27-31 находится один особняк. Говорят, что с четверть века назад в здании мечети была общага. Потом здание снесли.
Жить на месте снесённой мечети?.. Лично я бы не захотел…