Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке в Москве
Построена в 1790-1803 гг. по проекту видного московского зодчего
Матвея Фёдоровича Казакова.
Имеет массу подражаний в архитектуре провинции. Некоторые из них были известны довольно давно. Например подмосковные Шиманово и Карачарово, опубликованные в путеводителе Е. Н. Подъяпольской. Другие памятники не вошли в научный оборот из-за того, что были утрачены во время войны. Третьи, хоть ещё живы, но можно сказать, доживают последние дни.
Так что, продолжая тему клонов, начатую
av4 решил вот выложить здесь эту подборку.
Основной источник: опубликованная в АрхНаследстве №51 статья.
"Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Прототипы и Повторения"
Из-за количества картинок придётся разбить на 2 поста
Сначала про прототипы:
В Европе ещё в эпоху Барокко стали очень популярны треугольные в плане церковные постройки.
Тема очень полюбилась архитекторам: здесь оказалось возможно экспериментировать с необычными формами.
Но вообще-то, и впрямь: в треугольной архитектуре есть что-то завораживающее.
Наиболее раними и знаменитыми постройками такого типа считаются две итальянские церкви XVII века.
А вот "треугольные" церкви Германии, чуть отдают провинциальностью, но тоже весьма эффектны
Помимо церквей архитекторы упражнялись и со всякого рода проектами парковых павильонов и прочих усадебных затей
Уже в эпоху Просвещения в конце XVIII века треугольную тему не обошёл своим вниманием и знаменитый Клод-Николя Леду (создатель "говорящей архитектуры" и провозвестник Конструктивизма)
В Россию треугольную лихорадку занёс итальянец Антонио Ринальди
Вслед за ним ею заразился Георг Фельтен
Наконец в 1770-х до России доходят популярные в то время увражи француза Ж.-Ф. Неффоржа
По одному из этих увражей в Москве и окрестностях строится несколько церквей, очень похожих по форме плана
Церковь в подмосковной усадьбе Виноградово, долгое время считалась постройкой Василия Баженова
(хотя вряд ли это можно утверждать на 100%)
И ещё одна, снесённая в 1930-е годы Церковь на Всполье в Москве, также бездоказательно приписываемая Баженову. Вообще-то в Москве несколько "вспольев". Это всполье находилось на пересечении Малой Никитской и Вспольного переулка (на её месте сейчас стоит Радиокомитет в стиле Сталинской неоклассики).
Именно эта церковь послужила непосредственным прототипом для необычного плана церкви на Маросейке
Но общая живописная композиция храма из нескольких цилиндров, островерхий "многоглавый" силуэт, и даже отчасти план,
навеяны старинными произведениями так называемого "Нарышкинского стиля". Кстати пластическая игра цилиндрических объёмов - редкий для Классицизма XVIII века приём. В чём-то он, как и архитектура упоминавшегося К.-Н. Леду, предвосхищает архитекуру Авангарда первой половины XX века.
А что касается "Нарышкинского стиля", то совершенно ясно, что московский архитектор Казаков,
в отличие от Баженова, в загранкомандировках не бывал, французскую архитектуру знал по книгам,
а вот древнее московское зодчество - прямо перед глазами. Н-да... брали бы пример что ли, наши зубры и монстры капиталистического строительства - Ресин с Посохиным - хоть бы разок взглянули на старинную архитектуру, может и в мозгах бы чё прояснилось. Хотя у них-то вряд ли... Ну, пардон: зарапортовался.
Приведу здесь две самые эффектные "Нарышкинские" церкви с планом в виде четырёх лепестков:
Утраченный в 1930-х громадный собор Крестовоздвиженского монастыря (начало XVIII века) на Воздвиженке
И сохранившаяся (слава Богу) церковь Покрова в Филях 1690-х годов издания
Вот, пожалуй и всё о прототипах церкви на Маросейке.
Продолжение следует...