Шел сегодня из Зачатьевского и прощался с чудесным домом. Ровестник моего дедушки, доходный дом 8 на Остоженке, построенный в эклектичном стиле в 1901-1902 годах и некогда согревавший в своих стенах московских академиков и профессоров, ныне расселен и временно вновь населен, но уже гастарбайтерами. Приговор вывешен на главном фасаде и обжалованию не подлежит: "Ведется подготовка к строительству (снос и реконструкция)". То есть, сносить будут два дворовых корпуса (дом 8, строения 2 и 3), а реконструировать - строение 1. Логично ожидать, что после реконструкции от него останется в лучшем случае фасадная стена. А меж тем, дом хранит внутри много интересного!
Арка. Дворовые корпуса и Остоженка.
№ 1. Продмаг.
Первый этаж дома изначально проектировался под магазины. Слева от арки за большими окнами ютится кафе, а справа - круглосуточный магазинчик. Столярка родная, как и замечательные латунные дверные ручки. Если приглядется к витринам магазина, то легко заметить цветные мозаики. покрывающие откосы витрины. Хотя часть витрины сейчас скрыта будкой обменника, сюжет понятен: храм Христа Спасителя. С БЕЛОГО цвета родными, нецеретелиевскими барельефами! Как уцелела мозаика - ума не приложу!
Но уцелела не только мозаика - целы все интерьеры магазина. Со стилизованными под ионические колоннами, с маскаронами на стенах и деревянными перекладинами на потолке! С любезного разрешения магазинного руководства удалось пофотографировать эту сказку.
Про "реконструкцию" они знают, но о судьбе магазина и его интерьеров ничего определенного не известно... Очень жалко, если все это исчезнет...
Витрина с мозаикой ХХС.
Подлинные дверные ручки
Мотив декора на потолочных балках перекликается с мотивом декоративного убранства фасада.
№ 2. Парадное.
Подъезды доходных домов - моя слабость. Лет десять назад еще можно было легко в них проникать и любоваться затейливыми перилами и майоликовыми каминами. Сейчас, когда практически повсюду установлены замки и домофоны, доступ в подъезды оказывается возможным, чаще всего, только в расселенные дома. Потому что гастарбайтерам домофон уже ни к чему.
Дверь распахнулась и я оказался внутри.
Роскошные балясины лестницы, покрытые толстенными слоями краски и местами изувеченные, все еще прекрасны и статны! Огромные окна, хоть и немытые десятки лет, еще освещают огромное пространство лестницы.
Часть дверей приоткрыты. Из недр веет коммуналками и простором дореволюционных потолков и передних.
Как обычно, гастарбайтеры из средней азии на фотоаппарат не реагируют и предпочитают поскорее скрыться в недрах квартир.
(вид из окна на Остоженку)
К своему удивлению, на одном из этажей встретил русских парней. Они заинтересовались и предложили попозировать.
Я говорю: "Дом-то под снос. вот и снимаю для истории".
Парень ответил так: "Нельзя его сносить. Я тут живу! Никак нельзя сносить, так и скажи им!"...