Церковь Параскевы Пятницы в деревне Барабаново Красноярского края

Jun 30, 2009 21:49

Церковь в деревне Барабаново, что в 60 км от Красноярска, была освящена в 1855 году. Поскольку население деревень росло, а 2-3 служителя не могли охватить более 2000 прихожан, то шло строительство новых церквей: каменных (с вложением государственных средств) и деревянных (на средства епархии и прихожан). В 1852 году сход граждан Додонова, Шиверов, Карымской и Баробаново решил собрать средства на строительство своей приходской церкви. Заготовили в Кантатском логу, зимой вывезли его через болота и Енисей; два года выдерживали. Потом местные плотники Черкашины, Минеевы, Айкановы, Черных и др. под руководством нанятого мастера соорудили в Барабаново храм. Николай Черкашин за 35 пудов муки и 300 рублей вызолотил киоты, иконостас и царские врата.






Очень часто можно услышать, что церковь сделана без единого гвоздя - это миф. Там использовались хорошие кованые гвозди и другое железо - скобы, крыша из жести.

В «Памятной книге Енисейской епархии» за 1911 год записано: «Барабановский Параскевский приход открыт в 1854 году, от города 47 верст. Деревянная однопрестольная церковь во имя святой мученицы Параскевы освящена в 1855 году» (именно эту дату и надо считать годом возведения церкви, хотя окончательно её сдали под ключ в 1857 году). Церковь стоит на крутом яру; в неё ежегодно вонзались сотни молний - не сгорела. От креста и от шаров по углам шёл громоотвод - толстая проволока к плитам, вкопанным в землю. В отоплении церквей раньше использовали калориферный метод: между двойными стенками циркулировал воздух. Зимой её топили дровами.





На территории края это старейший деревянный храм. В этом его уникальность. Церковь - главная достопримечательность Барабаново, но местные жители этого не понимают, не ценят. Деревянная церковь даже сейчас напоминает сказочные терема Берендея. Незатейливый корпус здания сложен из брёвен в обычной для православной культовой архитектуры планировке - храм и колокольня. Храм завершает пятиглавие, а колокольню - шатёр, обе высшие точки увенчаны яблоками с крестами. Стены довольно крепкие, на некоторых окнах - кованые решётки. Где главный вход когда-то росли сосны; перед алтарем была могила священника; а подземный переход вёл прямо к Енисею - говорят, что через него священники от большевиков спасались.

Сверху, на потолке и стенах ещё сохранились фрески - строгие лики Николая Чудотворца, святых Луки и Матфея, Параскевы написаны прямо на деревянных стенах. Свет проходит через пустые окна. Недействующая, заброшенная церковь производит впечатление безмолвной и печальной строгости.







Апостол Матвей

 

Святой Лука

По ещё крепкой лестнице можно подняться на колокольню, оттуда прекрасный вид на деревню и Енисей, но далеко не такой прекрасный на саму церковь.

Вид с колокольни 

 

Виден Енисей 
К великому сожалению, не все, кто посещает церковь, имеют благие намерения. Пьяные компании использовали для костра доски со стен церкви, не смутившись написанными ликами.

Сейчас здесь уже нет молящихся, а в 70-е годы на большие праздники - Яблочный спас и на Покров - сюда ещё приходили богомольцы из соседних деревень. А местные барабановские церковь не ценили. Сняли железный крест, колокол разбили и всё сдали на металлолом. Когда разбивали колокол, звон, словно стон, стоял на всю округу.

 

 




Справа табличка "Охраняется государством" 


С конца 70-х церковь стоит открытой всем ветрам. Барабановская церковь Параскевы Пятницы постановлением крайисполкома взята под охрану государства ещё в 1980 году. И сейчас на стене висит блеклая от времени и дождей табличка, на которой с большим трудом можно прочесть, что это памятник архитектуры и охраняется государством. Год-два назад красноярские ученые тщательно обследовали церковь. Они нашли её состояние катастрофическим. Всё разрушается, фрески блекнут. Равнодушие и забвение…
Вот здесь можно посмотреть фотографии этой церкви конца 80-х и 90-х годов (фотографии кликабельны), и сравнить - что изменилось за 10-20 лет…

эклектика, Тон, Красноярский край, деревянные храмы, храмы, под угрозой

Previous post Next post
Up