Продолжаем наше путешествие в историю памятников Бухары при поддержке замечательного местного краеведа Рахмата Шарифова, который только что сделал фотосравнения почти по всем бухарским снимкам Прокудина-Горского.
Сегодня мы проследим удивительную судьбу одного
айвана во внутреннем дворе медресе
Мири-Араб. В отличие от знаменитого минарета Калян, этот айван стоит совсем не на виду, однако для нас он представляет большой интерес, так как олицетворяет драматическую судьбу всего архитектурного наследия Бухары. За последнее столетие с ним произошли удивительные метаморфозы!
Снимок Прокудина-Горского января 1907 года и фото Рахмата Шарифова от 31 декабря 2017 года:
Высокое разрешение Прокудин-Горский подписал это фото у себя в альбоме как "Образцы мозаики стен в Старой Бухаре". Его зачаровала пронзительная синева майолики, которая складывалась в причудливые геометрические узоры. Керамику для этих мозаик древние мастера готовили по особому рецепту, который до сих пор так и не удалось полностью расшифровать. Секрет состоит в том, что краски старинной мозаики не тускнели даже спустя столетия, чем не могут похвастаться современные технологии.
На современном снимке видно, что от прежней синевы не осталось и следа. Нет, она не потускнела, просто это уже другая мозаика и вообще другой айван.
Однако начнём нашу историю по порядку.
Вероятно, первым, кто снимал во дворе медресе Мири-Араб, был француз Поль Надар (1856-1939), предпринявший фотопутешествие по Центральной Азии в 1890 году.
Сделанный им тогда снимок северного айвана точно соответствует по ракурсу прокудинскому:
А за 2-3 года до Прокудина-Горского этот же ракурс воспроизвёл Евгений Николаевич Павловский:
Как видим, за 30 лет дореволюционной фотоистории Бухары с айваном не случилось каких-то перемен, для него это был не срок.
Но вот настал роковой для Старой Бухары 1920 год. Во время ожесточённого штурма города войсками Фрунзе пострадало много его древних памятников. Одна из авиабомб или один из снарядов угодили в северный айван и он превратился в такую развалину:
К сожалению, оригинал этого снимка находится в одном очень жадном фотоархиве, но и по этой превьюшке можно хорошо оценить степень ущерба.
Старинная мозаика была навсегда утрачена. При ремонте медресе Мири-Араб северный айван восстановили в "укороченном виде".
Таким он предстал перед фотографом в 1930 году:
Понятное дело, что на этот "обрубок" уже никто не хотел тратить плёнку, поэтому за его состоянием можно следить в основном по общим планам медресе Мири-Араб, снятым с минарета Калян.
А вот его "брата-близнеца" (южный айван) изредка снимали.
Вот он в 1966 году на фотографии одного американского туриста:
Признаться, я чуть было сначала не принял его северный айван и даже сделал такое сравнение:
Однако тот, что был запечатлён Прокудиным-Горским, в 1971 году имел такой вид:
Источник фотот По всей видимости, "обрубок" восстановили до прежней высоты только 1990-е гг.
Фотограф Gueorgui Pinkhassov, 1997 год:
И только совсем недавно реставраторы решили украсить восстановленный айван современной мозаикой "по мотивам" прежней.
Насколько я понял, это произошло в 2015 году:
Фото
отсюда.
Теперь он выглядит так (фото Рахмата Шарифова):
Подобные метаморфозы (пусть и менее драматичные) случили со многими памятниками Бухары, да и Самарканда. Вместо обветшалых, но подлинных древностей туристы теперь любуются работой современных мастеров. Новые стены сияют такой же новенькой, безупречно целой мозаикой, и хорошо, если дотошный экскурсовод покажет, что в таком памятнике осталось от старины.
Увы, и у нынешних российских "реставраторов" нередко те же методы работы. Всякий раз, гуляя у стен московского Кремля, я тщетно стараюсь найти в их облицовке хотя бы один старый кирпич. И каждый раз пытаюсь утешить себя мыслью, что может хоть в самой глубине этих стен ещё осталось что-то подлинное от времён Ивана Великого...
P.S. От имени нашего проекта выражаю сердечную благодарность Рахмату Шарифову за проделанную им работу.
Также хочу рекомендовать всем, кто интересуется памятниками Бухары, его краеведческую страничку:
https://www.facebook.com/RahmatilloSharifov/,