Сегодня я хочу начать немного рассказывать о Петербургской архитектуре начала 20 века. Рассказывать об одном простом но многим не понятном факте. Во времена модерна 1890-1917 году Петербург был столицей российской империи. Столичное всегда и во все времена было модным. Поэтому многие петербургские архитекторы строили в провинции. Например в Москве. Харькове. Одессе.Баку.
В Петербурге был свой очень своеобразный архитектурный вкус в это время. Не совсем правильно его называют "северным модерном". Термин искуственный изобретен уже после смерти модерна. Поэтому всех тонкостей проиходящего в конце 19 века учитывать не может. Ну вот сегодня начнем с простого примера повторяющегося сюжета своеобразных башен.
Пожалуй, каждому кто бывал в Москве знаком серый громандый дом в конце Арбата. Одна из его примет скульптуры рыцарей. Другая своеобразная пластика фасадов. "Рубленые" угловые башни и эркера. Поскольку больше таких домов в Москве нет, то вид здания послужил основанием для многих городских легенд, и даже, основанием для одной из сцен в романе Булгакова.
https://vladimirdar.livejournal.com/100978.html Виноваты в этом больше рыцари. Но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня про башни. Опять же в городских легендах их связывают с замком.
Фото из интернета. Доходный дом на арбате. Архитектор Дубовской.
Доходный дом. Архитектор Белогруд.
Доходный дом Семенова. Большой Казачий переулок. Архитектор Гингер.
В таком большом городе как Петербург любой человек мог стать архитектором. Что бы стать архитектором в Петербурге было всего три пути. Институт Гражданских инженеров. Академия художеств и как исключение путь Мельцнера через Мухинское училище. Поэтому, что не удивительно, профессиональный мир был очень маленький. Посмотрим что у наших башен общего.
1. Они многоугольные. ( шести или восьми)
2. Их углы как будто проклепаны более грубым камнем.
Что интересно что все три постройки известны как в интернете так и в специальной литературе как что-то особенное. Кому-то чудится банальный замок, кто-то в своих претязаниях доходит до арт-деко. Мне же очевидно, что архитекторы черпали вдохновение из совсем одного конкретного источника или рисунка. Но в любом случае мне так же кажется очевидным, что знакомились они с этим источником где-то в Петербурге.
Напоследок скажу что статья про башню ветров мне очень нравится. Но в ней совсем не исследован мощный шлейф многоугольных башен который оставила эпоха барокко и модерна. Как это часто бывает у людей любящих классицизм мы от античности сразу переходим к настоящему. Совсем забывая (пусть и об быть может) оригинальных идеях барокко или модерна.
Вот ссылка на статью о башне ветров.
http://kapitel-spb.ru/article/а-белоножкин-башня-ветров-и-архитекту/ О чем еще надо сказать. Я буду очень рад если многоугольные башни найдутся где-то еще. Пожалуйста давайте знать. Будем искать откуда они!)