Многоугольные башни модерна.

Jan 13, 2018 16:38

Сегодня я хочу начать немного рассказывать о Петербургской архитектуре начала 20 века.  Рассказывать об одном простом но многим не понятном факте.  Во времена модерна 1890-1917 году Петербург был столицей российской империи. Столичное всегда и во все времена было модным. Поэтому многие петербургские архитекторы  строили в провинции. Например в Москве. Харькове. Одессе.Баку.
В Петербурге был свой очень своеобразный архитектурный вкус в это время. Не совсем правильно его называют "северным модерном". Термин искуственный изобретен уже после смерти модерна.  Поэтому всех тонкостей  проиходящего в конце 19 века учитывать не может. Ну вот сегодня начнем с простого примера повторяющегося сюжета своеобразных башен.

Пожалуй, каждому кто бывал в Москве знаком серый громандый дом в конце  Арбата.  Одна из  его примет скульптуры рыцарей. Другая своеобразная пластика фасадов.   "Рубленые" угловые башни и эркера.   Поскольку больше таких домов в Москве нет, то вид здания послужил основанием для многих городских легенд, и даже, основанием для одной из сцен в  романе Булгакова. https://vladimirdar.livejournal.com/100978.html  Виноваты в этом больше рыцари. Но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня про башни. Опять же в городских легендах их связывают с замком.



Фото из интернета. Доходный дом на арбате. Архитектор Дубовской.



Доходный дом. Архитектор Белогруд.



Доходный дом Семенова. Большой Казачий переулок. Архитектор Гингер.

В таком большом городе как  Петербург любой человек мог стать архитектором.  Что бы стать архитектором в Петербурге было всего три пути. Институт Гражданских инженеров. Академия художеств и как исключение путь Мельцнера через Мухинское училище. Поэтому, что не удивительно, профессиональный мир был очень маленький.  Посмотрим что у наших башен общего.

1. Они многоугольные. ( шести или восьми)
2.  Их углы как будто проклепаны  более грубым камнем.

Что интересно что все три постройки известны как в интернете так  и в специальной литературе как что-то особенное.  Кому-то чудится банальный замок, кто-то в своих претязаниях доходит до арт-деко. Мне же очевидно, что архитекторы черпали вдохновение из совсем одного конкретного источника или рисунка. Но в любом случае мне так же кажется очевидным, что знакомились они с этим источником где-то в Петербурге.
Напоследок скажу что статья про башню ветров мне очень нравится. Но в ней совсем не исследован мощный шлейф многоугольных башен который оставила эпоха барокко и модерна. Как это часто бывает у людей любящих классицизм мы от античности сразу переходим к настоящему. Совсем забывая (пусть и об  быть может) оригинальных идеях барокко или модерна.
Вот ссылка на статью о башне ветров.
http://kapitel-spb.ru/article/а-белоножкин-башня-ветров-и-архитекту/

О чем еще надо сказать.  Я буду очень рад если многоугольные башни найдутся где-то еще. Пожалуйста давайте знать. Будем искать откуда они!)

Previous post Next post
Up