ОРДЕНА ЛЕНИНА РОДИНА ЛЕНИНА

Jan 24, 2008 23:15

Есть на Волге город Ульяновск, до сих пор не переименованный обратно. Но в этом факте по-моему кроется определенный смысл, может даже из области метафизики. Потому что переименовывать особенно нечего. Симбирска в реальности уже нет. Это несуществующий город. Отдельные его черты проглядывают в облике Ульяновска, но в целый образ не складываются. ( Read more... )

города, соборы, монастыри, Ульяновск, av4, архивные фотографии, храмы, Симбирск, утраты

Leave a comment

Comments 24

sergius_caesar January 25 2008, 08:16:26 UTC
Троицкий собор интересен, только больно уж похож на Исаакий, а в том, чем непохож (странный ступенчатый переход к барабану) - производит неоднозначное впечатление... Новый Вознесенский собор - дичь, согласен. Зато классицизм с кокошниками - полная фантастика! Интересно, такое где-то сохранилось?

И кладбищенская церковь превосходна. Только за этим стоит ехать в Симбирск...

>>>Даже странно, что не снесли и не изувечили.

Кто ж ее посадит c ней возится станет - она ж на кладбище! Кладбища - лучший защитнк церквей от коммунистов...

Reply

av4 January 25 2008, 08:25:34 UTC
Собор Коринфского лучше Исаакия. В нем еще нет тяжести позднего, уставшего классицизма. Он мне всегда казался чистейшим кристаллом, выверенным по объему и пропорциям. Исаакий - это помпезный закат Римской империи. Собор в Симбирске - античная классика времен Парфенона. Если уж такими аналогиями мерить.

Да, на кладбище их мертвые охраняют. Только иногда сносили все вместе с кладбищами.

Reply

sergius_caesar January 25 2008, 09:59:19 UTC
>>>Собор в Симбирске - античная классика времен Парфенона.

По части чистоты линий - соглашусь, конечно. Но визуальное "исхождение" купола непосредственно из-под "угловатого" профиля портика смотрится... неожиданно, что ли.

Reply

av4 January 25 2008, 10:04:38 UTC
Увы, нам уже не увидеть, как на самом деле оно все смотрелось - вблизи, снизу, в разных ракурсах, сокращениях. В этом-то ущербность осташейся съемки. Она не заменяет трехмерной архитектуры. Уж тем более не войти внутрь, не понять интерьер.

Reply


periskop.su January 25 2008, 10:37:54 UTC
Редчайший пример соединения типологии храма византийского стиля с декором модерна. Чего стоят совершенно модерновые маски херувимов с веночками.

Декор Воскресенской церкви и правда очень интересен. Я бы даже не с петербургским модерном сравнил, а с рижским югендстилем, к нему это ближе. А Кронштадтским Морским собором если и сравнивать, то только архитектурной формой. В миниатюре.

Reply

av_otus January 25 2008, 11:34:57 UTC
Воскресенская церковь типологически - тетраконх. Первый тетраконх России - греческая церковь Димитрия Солунского в Петербурге, снесенная в 60-х гг. (арх. Р.И.Кузьмин). Но она была приземиста, совершенно иных пропорций. Вытянутые пропорции тетраконха, не свойственные средневековой византийской архитектуре, впервые появились в проекте храма "на крови" И.С.Китнера и А.Л.Гуна 1882 г. (очень стильный был проект, обогнавший время, мне он больше всех из того конкурса нравится). Затем - Косяков. Но, кстати, кронштадтский собор - не тетраконх, его композиция - от Софии константинопольской. Просто av4 упомянул два храма Косякова как пример синтеза византийского стиля с модерном.
Воскресенская церковь, я думаю, прямо ориентирована на проект Китнера и Гуна. Смотрите следующий пост.
Херувимы и венки происходят из венского сецессиона. В Риге, действительно, есть аналоги - в домах, построенных арх. Эйзенштейном, но вообще такие вещи не редкость НА ДОХОДНЫХ ДОМАХ и особняках, а вот в церковной архитектуре уникальны.

Reply


la_commedia January 25 2008, 10:53:27 UTC
очень интересно, а главное замечательно объемно и столько фотографий!!!
Да, город, действительно, жаль... не было препятствий к сонсу, в других местах многие шедевры уберегли чисто технические сложности, а здесь плоскость - сноси и строй что угодно...
про сходство Троицкого с Исаакиевским собором тоже соглашусь. Вообще, он очень своеобразный, спокойный такой что ли... И очень гармоничный.
простите, я в терминах не разбираюсь...
Позволю себе заступиться за новый Вознесенский собор. Он, конечно, далек от совершенства, но такой "праздничный" пусть и аляповатый стиль в провинции вполне оправдан и имеет несколько иной вектор, чем в Москве или в Питере. Другое дело, что снос старого собора при этом вовсе не обязательный процесс. Если бы храм построили, не уничтожив другой, то его восприятие было бы куда более лояльным.

Reply

av4 January 25 2008, 11:00:45 UTC
Да, во всем согласен. Странно, отчего у нас до сих пор какое-то подозрительное отношение к архитектуре эклектики. Мы вроде бы ее не воспринимаем равноценной остальным периодам и даже не пытамся проникнуть в ее эстетические принципы. А они другие, нежели принципы барокко, класицизма или модерна.

Reply

la_commedia January 25 2008, 11:20:04 UTC
хаха! мгновенно объясню почему. Барокко, класицизм или модерн или вообще любой стиль имеют опреленные законы, зная их легко прослыть человеком хорошего вкуса, если видно, что все сделано по правилам - хвалим, правила нарушены - ругаем. А отличить эклектику от кучи-малы можно опираясь исключительно на собственный вкус, вот тут-то и начинается самое интересное... :))))))

Reply

av_otus January 25 2008, 11:18:19 UTC
Спасибо за взвешенную позицию!
Я вот попробовал представить, что если бы Вознесенский собор, а я приехал в Симбирск, то я бы его долго разглядывал и много кадров извел. Ведь такие аляповатые вещи (очень верно замечено, что это свойство провинции, в столицах в такого представить нельзя) всегда очень фотогеничны.

Reply


albokarev January 25 2008, 20:25:34 UTC
На 26657 слева на горизонте Ильинская церковь, ещё до перестройки, а на 26656 - она же (слева вдали) после перестройки в псевдорусском стиле. Она как раз на месте проезжей части между "Венцом" и бетонной коробкой Мемориала стояла, а улица Спасская (нынешняя Советская) в арку перехода между колокольней и церковью пущена была.
А Троицкая чуть к югу от центральной части города стояла. На её месте дом теперь жилой.

Reply

av4 January 25 2008, 20:27:56 UTC
Спасибо! Как всегда, отдаю должное профессионализму. И даже не спорьте...

Reply



Leave a comment

Up