Солидарность неведения, или Как университетская пресса способствует конформизму как стилю жизни

Nov 24, 2013 00:51

Что такое студенческая газета, и какие функции она должна выполнять? Такие вопросы были подняты на Неделе философии в Санкт-Петербурге на научно-практическом семинаре «Журналистика XXI века: к правде жизни». Это довольно статусное мероприятие в российской академической жизни, а потому Санкт-Петербургский государственный университет может похвастаться наличием иногородних участников, которые, не жалея ни своего кошелька, ни средств университета, приезжают отчитать наработанные материалы в этих почтенных стенах. В конечном счете, всем нужны публикации для защиты своих кандидатских диссертаций. Среди участников секции «Правда жизни и правда слова в журналистике» была одна ученная из МГТУ им. Баумана. По одной из сфер занятости она редактор студенческой газеты «Бауманец». В программе эта женщина была представлена следующим образом: «Некрасова Л.В. Современная образовательная среда на страницах университетской газеты». Тут важно провести пунктирную линию. В начале этой статьи я поставил вопрос о «студенческой газете», в то время как докладчик говорил об университетской. Разница всплыла в обсуждении.

Тезисы Некрасовой Л.В. блестяще продемонстрировали, что не все должны заниматься наукой. Там, собственно и тезисов как таковых не было. Самое яркое, что я запомнил, это то, что по ее мнению, в иллюстрациях университетской прессы преобладают вещные мотивы. Например, возвели сквер в университете. Студенты, глядя на вполне материальные лавочки и скамейки, проникнутся духом солидарности, и, таким образом, газета станет весомым подспорьем в образовании. Университетская газета, по мнению Некрасовой, должна служить конструированию единой идентичности «бауманца» у преподавателей и студентов. К тому же в газете начинающие журналисты получают первичный профессиональный опыт. Тут и кроется правда жизни, по ее мнению.

Первый же вопрос, который ей задали, не является ли такая местечковость и аполитичность нежеланием рассматривать насущные проблемы и своеобразным их умалчиванием. Некрасова Л.В. резко заявила, что нет, и что вынесение на страницы газет спорных материалов может дестабилизировать обстановку в университете, спровоцировать ненужный скандал и, как следствие, разобщенность. Пускай баумановцы читают комсомольские интервью передовиков научно-технической мысли. Дальше задал свой вопрос я: дала ли бы она полосу студентам, которые бы захотели публично высказаться по делу Михаила Валентиновича Саввы, и, соответственно, рассказал эту неприятную историю, иллюстрирующую, как политика самым непосредственным образом проникает в образовательную среду. Также я не постеснялся ответить за докладчика, что университетские газеты абсолютно цензурированы и стерилизованы. Да кто их вообще читает? Если бы они не раздавались бесплатно, Некрасова и тридцати экземпляров своего «Баумоновца» бы не продала. Не с чем там себя идентифицировать. В любом случае, от ответа на мой вопрос она уклонилась, сказав, что она не может говорить за редакцию газеты КубГУ. У себя бы она, понятное дело, такой материал бы не разместила. Мне тут же пояснили, что университетская газета не является студенческой и, по сути, - это корпоративное издание. Поэтому, если университет судится со своим бывшим преподавателем, который имеет славу политического заключенного, то ни о каком обсуждении на страницах газеты и речи быть не может.

Получается, что по самым насущным вопросам студенты могут высказываться только в социальных сетях. Хотите еще примеры? Стипендии, расходы на образование, взаимодействие власти, университетов и религии, коррупция, некачественное образование, плагиат, происшествия, ксенофобия и т.д. О какой правде жизни может идти речь, когда мы говорим только о том, кто победил на шахматном турнире? О каком воспитании и профессионализации? Та модель, по которой работает Некрасова, деструктивна в своей основе, она кастрирует гражданскую идентичность в то время, когда ей самое время сформировываться. Знаете, какой самый яркий образ французского студента? Студент на демонстрации, протестующий против сокращения расходов на образование. Он так же популярен как курящие француженки или Эйфелева башня. Французское студенчество - это любовь на баррикадах. Мне кажется, тут есть очень тесная взаимосвязь между уровнем политической культуры общества и теми возможностями для самовыражения, которые институты предоставляют будущему цвету своей нации - студентам. В России мы видим, что уже на первом курсе студенты оказываются включены в систему лжи, взяток, замалчивания проблем, смещения контекстов. У них еще будет время всему этому научиться, а стать Гражданином скорее всего нет. К сожалению, сегодня солидарность заключается во всеобщем неведении.

Если бы у меня была бы возможность до конца высказаться на конференции, я бы сказал: «Я могу привести яркий пример разницы между российскими студентами и иностранными, пример, в котором есть тема правды жизни и правды слова, гражданской ответственности, солидарности, студенчества и университета? В Европе, США и Канаде студенты выходили к российскому посольству выразить свой протест против законов о запрете «пропаганды гомосексуализма». Подобным образом они сражаются не только с чужим шовинизмом, но и со своим. Этих молодых шведов и немцев не выводил с радужным флагом госдеп и спецслужбы Британии. Они проявили акт солидарности с угнетенными в другой стране людьми. Возможно, они вообще не относились к сексуальному подполью, но точно разделяют популярную нынче идею, что ограничение свободы в одной точке земного шара угрожает свободе по всему миру. В это же время российские студенты просто ржали в Интернете над той ситуацией, в которой оказались их сограждане другой сексуальной ориентации: их друзья, родственники, приятели, однокурсники. У них не то, чтобы не было возможности высказаться на странице университетской газеты, их гражданское чувство было просто-напросто атрофировано, и такой инструмент его развития как пресса, (а пресса должна поднимать проблемы, становясь зеркалом общества), не функционирует, потому что этого не хочет редактор, ректорат, министерство образования. Студенчество - это самая продуктивная и взрывоопасная среда, и одной из стратегий ее подавления как раз являются вот такие газетенки. Они суть такая же фикция, как и студенческие профсоюзы, на которые возложили ответственность распределять места в общежитиях и профилакториях. О защите прав студентов речи давно не идет. Да что там, о каких правах мы вообще говорим. Вы привели пример, что наибольший отклик у студентов находят фотографии с чем-то овеществлённым, с предметами, так вот, уважаемая Некрасова Л.В., такое узнавание (есть у меня гипотеза) происходит потому, что студенты сами превратились в вещи. Бесчувственные и бессознательные предметы, и вы тот человек, который не в последнюю очередь несет за это ответственность».

протест, статья, общество

Previous post Next post
Up