Рецензия на фильм Райнера Вернера Фассбиндера "Лола" (1981)

May 28, 2013 22:47



На фоне послевоенного экономического подъема в ФРГ разворачивается очередная история Райнера Вернера Фассбиндера. В конце 50-х оживает производство и строительство, магазины наполняются товарами, на свои места возвращается буржуазия и начинает делить сферы влияния в маленьком баварском городке. Но во второй половине XX века с ее декларируемым идеологическим разнообразием элите не так просто захватить в собственность экономические объекты. Социалисты повсюду и даже на руководящих должностях. Да что там социалисты, просто порядочные, черт их побери, люди. Вот и за крупным строительным проектом приезжает следить такой человек, некий чиновник фон Бом. Тут же он попадет в поле зрения не только местных нуворишей, которые вынуждены согласовывать с ним свои интересы, но и «лучшей бабы в городе», певицы кабаре и проститутки Лолы. Эксцентричная и своевольная девушка видит в фон Боме свой шанс выбиться в люди. Какую роль она сыграет в судьбе фон Бома - это еще вопрос.

Фассбиндеровская «Лола» - произведение крайне саркастичное и даже авантюрное. Классическая куртизанка Мария-Луиза взялась из богатой европейской традиции крупных романов, но в данной картине, наконец, выбилась из второстепенных персонажей и стала двигателем прогресса. Теперь она пуще прежнего обнажает нравы капиталистического общества. Со всей своей непосредственностью и порочностью, Лола дает повод к возникновению двойных стандартов в высшем свете. Мужчины ходят к ней и ее товаркам в бордель, заделывая им детей, а жены этих мужчин ради денег терпят недостойное поведение своих благоверных. И стоит Лоле самой обзавестись богатым мужем, как перед ней распахнуться все двери Баварии, и больше не будет тех скорченных от отвращения к проститутке мордочек. В той или иной степени ради денег все мы выходим на панель, а проститутки в привычном понимании, лишь маркируют феномен обмена труда на деньги, и доводят его до финальной стадии, продажи самого себя.

Хотя герои и говорят об обществе свободного труда, на самом деле они имеют в виду, что кто-то должен получать почти всё, а кто-то, то, что этого «почти» осталось. Хотелось бы сказать, что Фассбиндер не занимается морализаторством и снимает определенный период экономической истории Германии, но противостояние «хороших» и «плохих» парней в фильме прослеживается очень четко. Режиссер заранее становится на сторону тех, кто «за народ», «хороших», но при этом он не питает иллюзии, что можно устоять перед соблазном денег или прекрасных женщин.

Экспериментируя со светом, Фассбиндер раскрашивает «Лолу» в токсичные фиолетовые и зеленые цвета, которые проникают всюду: от борделя до церкви. Их искусственность сродни чувствам Лолы, и в то же время они сулят наслаждения. Уже в следующем фильме трилогии, куда входит «Лола», «Тоска Вероники Фосс», Фассбиндер вернется к черно-белому изображению, за которым нет уже ничего, кроме распада, в том числе и физического. Моральное разложение на фоне немецкого процветания была начато еще «Замужестве Марии Браун», достигнув в «Лоле» своего апогея.
Previous post Next post
Up