Культурная сегрегация: Санкт-Петербург и расизм.

Feb 28, 2013 21:59

Мы привыкли рассуждать о трудовых мигрантах в контексте Москвы, куда съезжаются рабочие со всего ближнего Зарубежья, но исходя из моих личных наблюдений, куда сложнее ситуация обстоит в Санкт-Петербурге. Нет, конечно, я не буду рассуждать о страшных опасностях, грозящих земле русской. Меня поразило нечто другое, а именно едва уловимое ощущение сегрегации в северной столице. Я бы хотел сравнить четыре города, где мне удалось побывать: Краснодар, Москва, Санкт-Петербург и Бишкек.

Для Краснодара полиэтничность является частью укорененной традиции. Здесь сильны армянская диаспора, адыгейская и греческая. Очень много студентов с кавказских республик в Кубанском государственном университете, многие армяне держат лавочки на центральных улицах города, а адыги, ингуши и корейцы владеют торговыми точками на рынках. Они полностью вписаны в социальную реальность Краснодара, и возможно, даже лучше чем его русское население. Безусловно, это создает некоторую межэтническую напряженность, о чем свидетельствует хотя бы сильная местная школа этнополитических процессов, однако, пройдясь по улицам города вы не заметите ощутимой разницы между славянскими и неславянскими жителями, они все гордые краснодарцы.

Нечто похожее происходит и в русскоязычном Бишкеке. После распада Советского Союза Киргизии в наследство досталась архитектура в стиле монументального функционализма, язык межнационального общения, которым владеет большинство жителей города, и русское население, комфортно чувствующее себя на проспекте Чуй. Русских, которые приехали издалека величают не иначе как большим братом и стараются оказать теплый прием, при этом слегка подзаработав. Тем не менее, никто не плюют в вашу сторону, не угрожает вашей жизни и не осыпает бранью. В Бишкеке вы безболезненно можете прожить год, два или больше, не испытав чувство унижения, которое может породить нахождение в иноязычной среде.

Проблемы с мигрантами в Москве выносятся за пределы досужих разговоров на Тверской. Это обсуждают в Госдуме, на центральных каналах и в общественно-политической прессе. Разница между москвичами и трудовыми мигрантами, конечно, ощущается хотя бы в одежде. Но сама Москва такая огромная и всепоглощающая, что в ее многогранное пространство успешно вписываются и немецкие бизнесмены и узбекские дворники. Примечательно то, что есть реакции в виде той же Манежной площади, в то время как Санкт-Петербург сковывает межэтническим холодом.

Уже почти неделю я гуляю по этому городу, передвигаюсь на трамваях, автобусах и метро. Закупаюсь в «Ленте» и Prisma, живу во Фрунзенском районе и пытаюсь добраться до значимых культурных мест. Дороги же длинные и от меня не ускользает тот факт, что в Санкт-Петербурге местные жители и трудовые мигранты сохраняют по отношению друг к другу вежливое равнодушие. Какие-либо смешанные группы мне не попадались, а вот автобусы, которые идут от Пулково до Московской, удивляют организованными рядами рабочих из Средней Азии. У этих людей свой Питер, существенно отличающийся даже от братков из Купчино. И я, наконец, понял, почему песня то ли с расистским, то ли антирасистским смыслом появилась именно здесь и называет идентично - «Купчино». Если вы помните, группа Alai Oli исполнила крайней неполиткорректные и вызывающие строки: «Зачем ты под черного легла? Испортила чистую белую кровь».

Мне бы хотелось думать, что эта зрительно видимая сегрегация свидетельствует о воспитанности петербуржцев, но, используя теорему «проклятой стороны вещей» Бодрийяра, можно предположить, что эта воспитанность прикрывает другое подавляемо чувство - чувство брезгливости.Часть мигрантов, к счастью, интегрирована. Их вы можете встретить на кассах крупных супермаркетов, где вас неизменно вежливо обслужат, но стоит выйти за пропускную рамку и взаимодействие оканчивается. Вы сядете в автобус и непременно заметите, что поодаль от вас сидит таджик с таджиком, узбек с узбеком, киргиз с киргизом, русский с русским. В качестве позитивной стороны этой ситуции можно выделить отстутсвие ярко выраженных гетто, но этот странный холод, что удивительно, мне менее по душе, чем "этническая напряженность на Юге России". Напряженность в уместных формах - это все же коммуникация равного с равным, а не работадателя (корень "раб"?) и подчиненного.

Если у вас есть мысли по поводу межэтнических отношений в Санкт-Петербурге, делитесь ими в комментариях. Я бы хотел прояснить для себя этот вопрос. Может, мое впечатление обманчиво.

мысли, конфликт, путешествия, национализм, общество, расизм

Previous post Next post
Up