Опера сия исполняется исключительно редко, представляя собой САМЫЙ первый театральный опус будущего великого композитора Джузеппе Верди, в то время - всего лишь 26-летнего амбициозного молодого человека (а также счастливого мужа и отца семейства). Либретто для "Оберто" предоставил Темистокле Солера, и этот человек, наверное, отбывает срок в чистилище для писателей вместе с Франческо Марией Пьяве, потому что в сюжете "Оберто" даже я, закалённая "Трубадуром" и "Силой судьбы", не смогла разобраться. Про сам текст вообще молчу, встречаются перлы типа: "Услышит он от моего трупа (sic!) воинственный клич." Экие там трупы разговорчивые...
Значит, так. Что мне удалось понять из Википедии и спектакля, снабжённого английскими субтитрами...
Италия, глухое средневековье. Гражданская война кого-то с кем-то. Кажется, на одной из сторон воюет герцог Эццелино да Романо (порядковый номер не указан, но, наверное, III), и с этой стороны мы имеем тенора по имени Риккардо, граф Салингуэрра. С другой стороны имеется бас Оберто, граф Сан-Бонифаччо, чьим именем названа опера. У баса есть дочь, сопрано Леонора (да, у Верди потом их будет ещё две), которую тенор Риккардо поматросил и бросил, отправившись срочно жениться на сестре герцога Эццелино, мецце по имени Куницца (не хихикайте, это исторический персонаж!). Бас и сопрана, как положено, жаждут Кррровавой Мсти. Бас по непонятной причине покидал любимую родину на неопределённое время, потом вернулся. (Когда Абдразаков, выйдя на сцену, запел: "O patria, alfin io ti riveggo!", я решила, что ошиблась оперой и включила "Сицилийскую вечерню".) Вернувшись на родину, бас внезапно! встречает в лесу дочь и отчего-то на неё гневается. Правда, они быстро мирятся на почве общего желания Кррровавой Мсти.
Сопрана, а за ней и бас являются ко двору Эццелино, точнее, к его сестре, и рассказывают мецце, какой негодяй и подлый изменщик есть её жених. Мецца из женской солидарности принимает сторону брошенной сопраны и отказывает изменщику-тенору от дома. Папа-бас пытается выхватить меч, дабы отомстить тенору за дизонор. Квинтет с хором, конец 1 акта.
2 акт. Мецца, немножко поплакав над своей неудавшейся судьбой, вызывает тенора и велит ему немедленно жениться на покинутой сопране. Сопрана счастлива и готова забыть про Кррровавую Мстю - однако её папа не готов. Дальше начинается полный неадекват.
Тенор не проявляет особого желания жениться на сопране, но папа-бас убедительно говорит ему на ухо, чтобы он, сукин сын, хотя бы сделал вид, что соглашается, а потом пришёл в лес ночкой тёмною, где он, бас, без помех отомстит за свой и дочерний дизонор. (В чём состоит дизонор, если уж тенор женится на сопране, непонятно.) Квартет: тенор плачется, как нехорошо поступает он с сопраной, которую и так однажды кинул, мецца желает молодым счастья, сопрана радуется, бас строит мстительные планы (прямо дон Карлос де Варгас какой-то, только тесситура пониже).
Лес, тёмная ночь. Хор, исполняющий в этой опере роль авторского комментария, грустно поёт о том, что, цитирую, "Господь взывал к миру с креста, а люди не могут прекратить кровопролитие". На заднем плане - блеск мечей и молний (оч. драматично). Тенор, будучи моложе и ловчее баса (по либретто, конечно), наносит тому смертельный удар и выбегает на авансцену, весь заляпанный кровЫщщей и со страдальческим выражением лица. См. оперу "Сила судьбы": "О, я шлимазл нищастный, что я наделал, кровь Варгаса её отца на моих руках!" Пострадав и пораскаявшись, тенор позорно сбегает уходит со сцены в самоизгнание. Прибегают хор, мецца и сопрана. Сопрана, видя убитого папу, сходит с ума (в данной постановке), долго страдает, перемазанная кровЫщщей, как Лючия ди Ламмермур, после чего хватает оставленный тенором окровавленный меч и закалывается. (По либретто - уходит в монастырь.) Обычная история, короче.
Музыкально - ну, скоротать один вечер сгодится, но вряд ли я когда-нибудь буду переслушивать это снова. Этакая бельканта а-ля Доницетти, только не так хороша. Первый акт достоин забвения весь целиком, второй получше, там есть неплохая басовья ария с кабалеттой, квартет и финальная сцена сопраны.
Я смотрела единственный существующий DVD "Оберто": из Бильбао, 2007 года, в главной роли - Ильдар Абдразаков. Ради него только и смотрела, как легко догадаться. Он там очень хорош, лучший солист однозначно. Остальные начали петь средне, но ко второму акту дошли уже до уровня "прилично", или я к ним привыкла. Тенор Карло Вентре был довольно мерзок, но попадались мне и хуже. Постановка абсолютно традиционная, красивая, в лучшем старомодном стиле, когда все поют, стоя на месте, или пафосно носят себя туда-сюда, сверкая глазами. Видимо, в Северной Италии стояла суровая зима, если "лесные" сцены были припорошены снегом, а все герои, кроме сопраны, носили меха.
Картинки:
Ария и кабалетта Оберто:
Click to view