Мозг - орган тренируемый, равно как желудок и бицепсы - во всяком случае, до поры, до времени. Если мозг нагружать большими объёмами важной, но неоднозначной информации, он превратится в аппарат анализа. Если загружать словесной жвачкой - в аппарат жевания. <...>
Человеку, привыкшему к трехминутным песням, трудно слушать оперу, еще труднее - только слушать оперу. Как фон для чистки картошки или побелки потолка опера ещё годится, но вот сосредоточиться на ней… А уж пойти в оперный театр - опять же не на концерт, состоящий исключительно из выковырянного изюма оперных хитов, а на полноценную трёхчасовую оперу - решится не каждый. Принято утверждать, что тому мешает темп жизни, цигель, цигель, ай-лю-лю, но, быть может, причина в утере способности концентрации? Не выработали привычки думать долго и упорно? То же относится и к жизненной философии. Нечего мудрствовать, спеши жить! И ещё вот это:
Век информационных технологий нагромоздил перед нами эвересты различных сведений. И он же принес с собой одну очень специфическую угрозу - утрату навыка работы с длинными текстами. Ну, как раньше росли дети - в сопровождении тянувшихся из вечера в вечер сказок. Затем - чтение книжек вслух. Потом чтение самостоятельное, поощрявшееся во всех индустриальных странах где на государственном (как в бисмарковской Германии с ее Культуркампфом, как в СССР с сетью библиотек), где на общественном (благотворитель-магнат Эндрю Карнеги с его сетью библиотек) уровнях. Потом чтение входило в привычку, вне зависимости от литературных вкусов привычка к длинным повествованиям была...
А потом все поломалось. В общем, вполне очевидные наблюдения, но хорошо подытоженные. Я всё это тоже вполне себе наблюдаю вокруг, и меня это не радует. Я даже на себе начинаю наблюдать пагубное воздействие нового века - нет-нет, да и напишу "не" с наречием неправильно, или знак пунктуации неправильно поставлю. (Я понимаю, что в обществе, где в публичных объявлениях регулярно пишут "корова" через "ять", я по-прежнему значительно грамотнее большинства особей, но у меня свои критерии.) А всё потому, что в новых издаваемых книгах работа редактора и корректора обычно сведена к нулю (иногда моя душа не выдерживает, я беру тюбик белой "замазки" и исправляю ошибки вручную), а уж про то, что творится на веб-страницах, и говорить нечего. В то время как грамотность, в том числе та, которую называют врождённой, появляется от чтения большого объёма грамотных и хорошо написанных текстов - и падает одновременно с уровнем читаемых текстов.
Привычка мозга к анализу и способность воспринимать сложную многоуровневую информацию - тоже из этой серии.